Во втором чтении парламента одобрен законопроект, в котором разрешается изымать земли граждан на «общественные нужды». Что означают эти поправки, и действительно ли власти смогут отбирать земли?

Министерство юстиции предложило в октябре 2015 года убрать из Земельного и Жилищного кодексов норму, которая запрещает изымать придомовые земельные участки для государственных или общественных нужд.

Как это будет работать?

Допустим, у вас есть земельный участок с домом, который находится вдоль трассы. Однажды государство решает, что необходимо расширить дорогу, но для этого нужно забрать немного площади от вашего участка.

Если вы соглашаетесь, то государство выплачивает вам компенсацию и забирает кусочек земли. Размер компенсации определяется рыночной стоимостью, но на практике она бывает существенно ниже.

Если вы не соглашаетесь, то начинаются судебные тяжбы, по итогам которых станет известно, заберут у вас землю или нет.

Сейчас, пока поправки еще не действуют, никто не имеет права отбирать площадь вашего придомового земельного участка.

При этом надо понимать, что речь не идет о земле, на которой стоит дом, поправки касаются только придомовой территории.

Однако в изменениях есть оговорка — могут изъять землю только того участка, который был безвозмездно передан со стороны государства в частные руки.

Сколько таких участков? Достаточно, потому что, согласно Конституции, каждый имеет право на свободный земельный участок, и часть граждан этим правом пользуется и требует себе землю.

Кого еще касаются поправки?

Жителей многоэтажек. Высотные дома имеют двор или другую территорию вокруг здания. Поправки распространяются на эти придомовые участки тоже.

Например, во дворе вашей многоэтажки есть парковка, которой пользуются жильцы дома. Однажды мэрия решает облагородить это место и построить сквер.

Если раньше изымать этот участок было нельзя, то в этом случае городские власти воспользуются новыми поправками (в постройке сквера, конечно, нет ничего страшного — мы просто показываем, как норма может действовать).

Что такое «общественные нужды»?

Каждое изъятие участка должно быть обосновано «общественными нуждами» — нечетким определением, которое вмещает в себя следующее:

  • Обеспечение обороны и национальной безопасности;
  • Разработку местонахождения полезных ископаемых;
  • Охрану окружающей среды и объектов историкo-культурного наследия;
  • Строительство городских парков, площадок отдыха;
  • Размещение объектов инфраструктуры;
  • Обеспечение защиты государственной границы;
  • Обслуживание объектов особо охраняемых территорий.

Что вызывает споры?

Правозащитница фонда «Наше право» Калича Умуралиева говорит, что нарушают конституционные нормы на защиту права частной собственности. По её словам, никто не имеет права отбирать придомовые и приусадебные участки по Конституции.

«Законопроект очень сырой, не имеющий экспертной базы, и без явного обоснования его принятия. Мы даже не подозревали о его существовании до его принятия во втором чтении. Общественные слушания, которые якобы были в мае, состоялись без участия НПО, работающих по жилищным и земельным вопросам», — сказала она.

Умуралиева говорит, что она собирается со своими сторонниками выйти 1 сентября на митинг и публично объяснить, что произойдет, если президент подпишет этот законопроект.

«Закон находится на подписании у президента, может он уже и подписал его, мы не знаем, но в любом случае мы выскажем свое мнение: он не имеет права нарушать права своих граждан», ― сообщает Умуралиева.

Инициаторами поправок выступают депутаты Максат Сабиров, Мирлан Бакиров, Адыл Жунус уулу, Иса Омуркулов, Жыргплбек Турускулов, Махабат Мавлянова.

«Это не означает, что землю будут незаконно отбирать, в документе предусмотрены компенсации, определен порядок. Не знаю, почему активисты проспали обсуждения», — сказал Бакиров в интервью информагентству 24.kg.

Депутат Омурбек Текебаев, лидер партии «Ата Мекен», предлагал в начале июня этого года законопроект о реконструкции и развитии центральной части Бишкека. Проект закона включал в себя план по изъятию объектов недвижимости в центре столицы, построенных до 1996 года.

Текебаев отозвал иницианированный законопроект после недовольства бишкекчан. Он согласился с тем, что у властей отсутствует опыт масштабных реконструкций.

Отмена инициативы последовала после волны возмущения жителей Бишкека, которые обвинили депутатов в «защите интересов строительных компаний» и желании «отобрать» землю в центре города под собственные нужды.