Nurbek_Toktokunov

Адвокат Нурбек Токтакунов подал иск в Бишкекский межрайонный суд на правительство, обвиняя его в неисполнении указа президента и закона “О доступе информации”. Представители министерств отрицают обвинения в свой адрес.

Причиной иска стал анализ, который проводился адвокатом с целью выяснить, как исполняется закон «О доступе к информации» и указ президента о реализации данного закона.

С мая 2007 года Токтакунов начал направлять запросы с одинаковыми вопросами во все министерства и ведомства.

В запросах он интересовался у министерств и ведомств тем, как они исполняют указ президента о реализации закона «О доступе к информации». Вопросы, по словам адвоката, были заданы в точном соответствии с пунктами закона и указа.

По словам правозащитника Максима Кулешова, также участвовавшего в этом эксперименте, все министерства и другие госорганы должны были, согласно закону, «предоставлять гражданам Кыргызстана ту информацию, которую они запрашивают».

«Нет никаких оснований, чтобы не давать эту информацию: это не является государственной тайной, не ущемляет ничьих интересов, – рассказывает Токтакунов. – То есть в любом случае они должны были ответить мне на этот вопрос».

«И по результатам я пришел к выводу, что в большинстве министерств и ведомств этот указ не исполняется. Всему этому у меня есть документальные подтверждения, госорганы или кто желает, я могу предоставить для ознакомления», – продолжает адвокат.

На пресс-конференции, прошедшей 3 марта в информационном агентстве АКИpress, Токтакунов привел результаты проведенного мониторинга, где прилагался список министерств и государственных ведомств, которые, по мнению Токтакунова, так или иначе, нарушают закон о доступе к информации.

Пример 1: Министерство иностранных дел

«Министерство иностранных дел допустило просрочку в одну неделю, – говорится в пресс-релизе по итогам мониторинга. – Копий приказов во исполнение указа президента не приложено. Вместо ответа на поставленные вопросы в письме МИДа кратко описывается содержание веб-сайта МИДа, а также то, что МИДом направляются пресс-релизы и сообщения о работе, проводимой министерство».

Руслан Молдокасымов, пресс-секретарь министерства иностранных дел, опровергает данные обвинения.

«Такого быть вообще не может, потому что мы все контролируем. И даже если один день просрочен, то министр очень строго спрашивает, – утверждает пресс-секретарь. – Министр все очень четко контролирует, схема хорошо налажена, и контроль идет очень строгий».

По словам Молдокасымова, в МИДе имеется отдел по общим вопросам, который занимается приемом писем от населения и раздел на веб-сайте с аналогичной функцией.

«Эти письма попадают сразу к министру. Министр сам отвечает, а если письмо написано другим департаментам, то он отписывает это письмо другим департаментам, которые ответы направляют сами лично этим гражданам по адресам, которые они указали в своем письме», – рассказывает Молдокасымов.

Пример 2: Министерство труда и социальной защиты

«Министерство труда и социального развития допустило просрочку в 3 месяца, – говорится в пресс-релизе Нурбека Токтакунова. – При этом Минтруда не приложило копии приказов во исполнение Указа Президента №240. Проигнорированы вопросы о разъяснительной работе в СМИ и планах о публикации в СМИ доклада о результатах выполнения требований Закона о доступе к информации».

Кымбат Сарчалова, ведущий специалист пресс-службы министерства труда и соцразвития, не смогла дать комментарии по этому поводу, сославшись на то, что работает в министерстве «не так давно».

«В этот закон я особо не вникла, и тем более это, оказывается, в сентябре было [запрос Токтакунова], – рассказывает Сарчалова. – Звонил мужчина, он говорил, что как физическое лицо звонит, и хотел уточнить, все ли министерства работают по разъяснению. Я ему тоже объясняла, что недавно на работу вышла, и суть не могу понять сама, имеется в виду, я по этой части не могу ответить».

По словам Сарчаловой, в министерстве труда и социального развития имеется общественная приемная и телефон доверия.

Иск со стороны адвоката

«Доступ к информации – это гораздо больший вопрос, чем просто информирование или предоставление информации в средствах массовой информации, – считает Токтакунов. – Исходя из того, что они мне рассказали про пресс-службу, я сделал вывод, что они не поняли суть моего вопроса и, значит, у них действительно не исполняется указ».

Поданный иск уже принят, а после праздничных дней начала марта, по словам Токтакунова, будет решено, кто будет представлять интересы правительства.

«Я в письме [направленном в правительство] обратился с просьбой, чтобы отнеслись [к судебному процессу] просто как к полезной дискуссии, – говорит Токтакунов.- Я даже предлагаю создать какую-то рабочую группу по разработке нормативно-правовых актов».

История

Идея анализа, по словам самого адвоката, появилась у него давно. В 2005 году Токтакунов, работая с различными правозащитными организациями, неоднократно посылал запросы на получение какой-либо информации. Но, по словам Токтакунова, не всегда получал удовлетворительные ответы.

Facebook Notice for EU! You need to login to view and post FB Comments!

16 КОММЕНТАРИИ

  1. сам недавно пробывал узнать в ЦИКе информацию о партиях – ноль внимания фунт презрения . Пришлось как все копировать оригинал !

    Наши миистерства -это лучшие хранилища информации,ПОТОМУ ЧТО ОНИ САМИ НЕ ПОМНЯТ ЧТО УНИХ ЕСТЬ !:) или не хотят вспоминать!

  2. Токтокунов, как он сам сказал, посылал запросы и делал звонки. так он и проанализировал работу министерств…кстати, а как это “вручную”?!

  3. В прошлом году было организован ОО “Центром информационного права” круглый стол, по поводу предоставления информации гражданам… делились мнениями как говорится…и в конце пришли к выводу, что не только работники госорганов виноваты, но и сами граждане… котрые только умеют “требовать”

  4. и в конце пришли к выводу, что не только работники госорганов виноваты, но и сами граждане… котрые только умеют “требовать”

    Я что-то не совсем понял. Как граждане могут быть виноваты в том, что те кто должен выполнять свою работу её не выполняют? :neutral:

  5. ну знаете, есть такое : “Требуют, только не знают что…”
    так я вот уже больше 7ми месцев работаю, и вижу, что граждане, толком не знают что хотят от нас…
    Например у нас ответ на писменный запрос предоставляется в течении 2 недель, а если не успеваем, предупреждаем в писменной форме… так что работают…

  6. Меня даже не удивляет такая халатность этих ведомств, ведь такая халатность проявляется не только у нас, но и в России, я уже не говорю госорганы наших соседних государств. Помню, что-то подобное недавно проводил телеканал НТВ-Россия

Comments are closed.