Адвокат Нурбек Токтакунов подал иск в Бишкекский межрайонный суд на правительство, обвиняя его в неисполнении указа президента и закона “О доступе информации”. Представители министерств отрицают обвинения в свой адрес.
Причиной иска стал анализ, который проводился адвокатом с целью выяснить, как исполняется закон «О доступе к информации» и указ президента о реализации данного закона.
С мая 2007 года Токтакунов начал направлять запросы с одинаковыми вопросами во все министерства и ведомства.
В запросах он интересовался у министерств и ведомств тем, как они исполняют указ президента о реализации закона «О доступе к информации». Вопросы, по словам адвоката, были заданы в точном соответствии с пунктами закона и указа.
По словам правозащитника Максима Кулешова, также участвовавшего в этом эксперименте, все министерства и другие госорганы должны были, согласно закону, «предоставлять гражданам Кыргызстана ту информацию, которую они запрашивают».
«Нет никаких оснований, чтобы не давать эту информацию: это не является государственной тайной, не ущемляет ничьих интересов, – рассказывает Токтакунов. – То есть в любом случае они должны были ответить мне на этот вопрос».
«И по результатам я пришел к выводу, что в большинстве министерств и ведомств этот указ не исполняется. Всему этому у меня есть документальные подтверждения, госорганы или кто желает, я могу предоставить для ознакомления», – продолжает адвокат.
На пресс-конференции, прошедшей 3 марта в информационном агентстве АКИpress, Токтакунов привел результаты проведенного мониторинга, где прилагался список министерств и государственных ведомств, которые, по мнению Токтакунова, так или иначе, нарушают закон о доступе к информации.
Пример 1: Министерство иностранных дел
«Министерство иностранных дел допустило просрочку в одну неделю, – говорится в пресс-релизе по итогам мониторинга. – Копий приказов во исполнение указа президента не приложено. Вместо ответа на поставленные вопросы в письме МИДа кратко описывается содержание веб-сайта МИДа, а также то, что МИДом направляются пресс-релизы и сообщения о работе, проводимой министерство».
Руслан Молдокасымов, пресс-секретарь министерства иностранных дел, опровергает данные обвинения.
«Такого быть вообще не может, потому что мы все контролируем. И даже если один день просрочен, то министр очень строго спрашивает, – утверждает пресс-секретарь. – Министр все очень четко контролирует, схема хорошо налажена, и контроль идет очень строгий».
По словам Молдокасымова, в МИДе имеется отдел по общим вопросам, который занимается приемом писем от населения и раздел на веб-сайте с аналогичной функцией.
«Эти письма попадают сразу к министру. Министр сам отвечает, а если письмо написано другим департаментам, то он отписывает это письмо другим департаментам, которые ответы направляют сами лично этим гражданам по адресам, которые они указали в своем письме», – рассказывает Молдокасымов.
Пример 2: Министерство труда и социальной защиты
«Министерство труда и социального развития допустило просрочку в 3 месяца, – говорится в пресс-релизе Нурбека Токтакунова. – При этом Минтруда не приложило копии приказов во исполнение Указа Президента №240. Проигнорированы вопросы о разъяснительной работе в СМИ и планах о публикации в СМИ доклада о результатах выполнения требований Закона о доступе к информации».
Кымбат Сарчалова, ведущий специалист пресс-службы министерства труда и соцразвития, не смогла дать комментарии по этому поводу, сославшись на то, что работает в министерстве «не так давно».
«В этот закон я особо не вникла, и тем более это, оказывается, в сентябре было [запрос Токтакунова], – рассказывает Сарчалова. – Звонил мужчина, он говорил, что как физическое лицо звонит, и хотел уточнить, все ли министерства работают по разъяснению. Я ему тоже объясняла, что недавно на работу вышла, и суть не могу понять сама, имеется в виду, я по этой части не могу ответить».
По словам Сарчаловой, в министерстве труда и социального развития имеется общественная приемная и телефон доверия.
Иск со стороны адвоката
«Доступ к информации – это гораздо больший вопрос, чем просто информирование или предоставление информации в средствах массовой информации, – считает Токтакунов. – Исходя из того, что они мне рассказали про пресс-службу, я сделал вывод, что они не поняли суть моего вопроса и, значит, у них действительно не исполняется указ».
Поданный иск уже принят, а после праздничных дней начала марта, по словам Токтакунова, будет решено, кто будет представлять интересы правительства.
«Я в письме [направленном в правительство] обратился с просьбой, чтобы отнеслись [к судебному процессу] просто как к полезной дискуссии, – говорит Токтакунов.- Я даже предлагаю создать какую-то рабочую группу по разработке нормативно-правовых актов».
История
Идея анализа, по словам самого адвоката, появилась у него давно. В 2005 году Токтакунов, работая с различными правозащитными организациями, неоднократно посылал запросы на получение какой-либо информации. Но, по словам Токтакунова, не всегда получал удовлетворительные ответы.
А хотел спросить — каким образом он делал запрос?
Обычным. :) Написал письмо в министерство. А как ещё это делается? :)
письменный, телефонный, вручную…
Какая разница? :) Письменный.
есть разница….
сам недавно пробывал узнать в ЦИКе информацию о партиях — ноль внимания фунт презрения . Пришлось как все копировать оригинал !
Наши миистерства -это лучшие хранилища информации,ПОТОМУ ЧТО ОНИ САМИ НЕ ПОМНЯТ ЧТО УНИХ ЕСТЬ !:) или не хотят вспоминать!
Токтокунов, как он сам сказал, посылал запросы и делал звонки. так он и проанализировал работу министерств…кстати, а как это «вручную»?!
«Вручную» — пишешь письмо и вперёд. :)
В прошлом году было организован ОО «Центром информационного права» круглый стол, по поводу предоставления информации гражданам… делились мнениями как говорится…и в конце пришли к выводу, что не только работники госорганов виноваты, но и сами граждане… котрые только умеют «требовать»
Я что-то не совсем понял. Как граждане могут быть виноваты в том, что те кто должен выполнять свою работу её не выполняют? :neutral:
«требовать» или «просить» тоже надо уметь….
Ну-ка, ну-ка. Подробнее…
ну знаете, есть такое : «Требуют, только не знают что…»
так я вот уже больше 7ми месцев работаю, и вижу, что граждане, толком не знают что хотят от нас…
Например у нас ответ на писменный запрос предоставляется в течении 2 недель, а если не успеваем, предупреждаем в писменной форме… так что работают…
Ну что ж. Молодцы. :)
Меня даже не удивляет такая халатность этих ведомств, ведь такая халатность проявляется не только у нас, но и в России, я уже не говорю госорганы наших соседних государств. Помню, что-то подобное недавно проводил телеканал НТВ-Россия
я думаю, такая проблема есть везде….