Nurbek_Toktokunov

Адвокат Нурбек Токтакунов подал иск в Бишкекский межрайонный суд на правительство, обвиняя его в неисполнении указа президента и закона “О доступе информации”. Представители министерств отрицают обвинения в свой адрес.

Причиной иска стал анализ, который проводился адвокатом с целью выяснить, как исполняется закон «О доступе к информации» и указ президента о реализации данного закона.

С мая 2007 года Токтакунов начал направлять запросы с одинаковыми вопросами во все министерства и ведомства.

В запросах он интересовался у министерств и ведомств тем, как они исполняют указ президента о реализации закона «О доступе к информации». Вопросы, по словам адвоката, были заданы в точном соответствии с пунктами закона и указа.

По словам правозащитника Максима Кулешова, также участвовавшего в этом эксперименте, все министерства и другие госорганы должны были, согласно закону, «предоставлять гражданам Кыргызстана ту информацию, которую они запрашивают».

«Нет никаких оснований, чтобы не давать эту информацию: это не является государственной тайной, не ущемляет ничьих интересов, – рассказывает Токтакунов. – То есть в любом случае они должны были ответить мне на этот вопрос».

«И по результатам я пришел к выводу, что в большинстве министерств и ведомств этот указ не исполняется. Всему этому у меня есть документальные подтверждения, госорганы или кто желает, я могу предоставить для ознакомления», – продолжает адвокат.

На пресс-конференции, прошедшей 3 марта в информационном агентстве АКИpress, Токтакунов привел результаты проведенного мониторинга, где прилагался список министерств и государственных ведомств, которые, по мнению Токтакунова, так или иначе, нарушают закон о доступе к информации.

Пример 1: Министерство иностранных дел

«Министерство иностранных дел допустило просрочку в одну неделю, – говорится в пресс-релизе по итогам мониторинга. – Копий приказов во исполнение указа президента не приложено. Вместо ответа на поставленные вопросы в письме МИДа кратко описывается содержание веб-сайта МИДа, а также то, что МИДом направляются пресс-релизы и сообщения о работе, проводимой министерство».

Руслан Молдокасымов, пресс-секретарь министерства иностранных дел, опровергает данные обвинения.

«Такого быть вообще не может, потому что мы все контролируем. И даже если один день просрочен, то министр очень строго спрашивает, – утверждает пресс-секретарь. – Министр все очень четко контролирует, схема хорошо налажена, и контроль идет очень строгий».

По словам Молдокасымова, в МИДе имеется отдел по общим вопросам, который занимается приемом писем от населения и раздел на веб-сайте с аналогичной функцией.

«Эти письма попадают сразу к министру. Министр сам отвечает, а если письмо написано другим департаментам, то он отписывает это письмо другим департаментам, которые ответы направляют сами лично этим гражданам по адресам, которые они указали в своем письме», – рассказывает Молдокасымов.

Пример 2: Министерство труда и социальной защиты

«Министерство труда и социального развития допустило просрочку в 3 месяца, – говорится в пресс-релизе Нурбека Токтакунова. – При этом Минтруда не приложило копии приказов во исполнение Указа Президента №240. Проигнорированы вопросы о разъяснительной работе в СМИ и планах о публикации в СМИ доклада о результатах выполнения требований Закона о доступе к информации».

Кымбат Сарчалова, ведущий специалист пресс-службы министерства труда и соцразвития, не смогла дать комментарии по этому поводу, сославшись на то, что работает в министерстве «не так давно».

«В этот закон я особо не вникла, и тем более это, оказывается, в сентябре было [запрос Токтакунова], – рассказывает Сарчалова. – Звонил мужчина, он говорил, что как физическое лицо звонит, и хотел уточнить, все ли министерства работают по разъяснению. Я ему тоже объясняла, что недавно на работу вышла, и суть не могу понять сама, имеется в виду, я по этой части не могу ответить».

По словам Сарчаловой, в министерстве труда и социального развития имеется общественная приемная и телефон доверия.

Иск со стороны адвоката

«Доступ к информации – это гораздо больший вопрос, чем просто информирование или предоставление информации в средствах массовой информации, – считает Токтакунов. – Исходя из того, что они мне рассказали про пресс-службу, я сделал вывод, что они не поняли суть моего вопроса и, значит, у них действительно не исполняется указ».

Поданный иск уже принят, а после праздничных дней начала марта, по словам Токтакунова, будет решено, кто будет представлять интересы правительства.

«Я в письме [направленном в правительство] обратился с просьбой, чтобы отнеслись [к судебному процессу] просто как к полезной дискуссии, – говорит Токтакунов.- Я даже предлагаю создать какую-то рабочую группу по разработке нормативно-правовых актов».

История

Идея анализа, по словам самого адвоката, появилась у него давно. В 2005 году Токтакунов, работая с различными правозащитными организациями, неоднократно посылал запросы на получение какой-либо информации. Но, по словам Токтакунова, не всегда получал удовлетворительные ответы.


16 КОММЕНТАРИИ

  1. сам недавно пробывал узнать в ЦИКе информацию о партиях – ноль внимания фунт презрения . Пришлось как все копировать оригинал !

    Наши миистерства -это лучшие хранилища информации,ПОТОМУ ЧТО ОНИ САМИ НЕ ПОМНЯТ ЧТО УНИХ ЕСТЬ !:) или не хотят вспоминать!

  2. Токтокунов, как он сам сказал, посылал запросы и делал звонки. так он и проанализировал работу министерств…кстати, а как это “вручную”?!

  3. В прошлом году было организован ОО “Центром информационного права” круглый стол, по поводу предоставления информации гражданам… делились мнениями как говорится…и в конце пришли к выводу, что не только работники госорганов виноваты, но и сами граждане… котрые только умеют “требовать”

  4. и в конце пришли к выводу, что не только работники госорганов виноваты, но и сами граждане… котрые только умеют “требовать”

    Я что-то не совсем понял. Как граждане могут быть виноваты в том, что те кто должен выполнять свою работу её не выполняют? :neutral:

  5. ну знаете, есть такое : “Требуют, только не знают что…”
    так я вот уже больше 7ми месцев работаю, и вижу, что граждане, толком не знают что хотят от нас…
    Например у нас ответ на писменный запрос предоставляется в течении 2 недель, а если не успеваем, предупреждаем в писменной форме… так что работают…

  6. Меня даже не удивляет такая халатность этих ведомств, ведь такая халатность проявляется не только у нас, но и в России, я уже не говорю госорганы наших соседних государств. Помню, что-то подобное недавно проводил телеканал НТВ-Россия

Comments are closed.