RCPZ IPC

Руководство Республиканского центра психического здоровья намерено обратиться в суд с требованием выселить сотрудников Информационно-правового центра, работающих в помещении центра с 2004 года. Правозащитники покидать помещение не намерены.

Информационно-правовой центр (ИПЦ) работает на территории РЦПЗ с 2004 года и выполняет для пациентов центра «информационную и правозащитную» функцию.

Деятельность ИПЦ координируется общественным объединением «Психическое здоровье и общество» (ПЗО), главной целью которого является «содействие реформе службы охраны психического здоровья в Кыргызской Республике», как говорится на официальном сайте организации.

По словам сотрудников ПЗО, Информационно-правовой центр занимает на территории РЦПЗ «две комнаты и маленький коридор», однако руководство РЦПЗ утверждает, что организация расположена в «четырёх комнатах».

Скандал между центром и организацией разгорелся после того, как ПЗО решили сообщить властям о «нарушениях», совершаемых РЦПЗ.

«На территории РЦПЗ было много хозяйствующих предпринимательских субъектов. Была сауна, строилась чайхана, работала типография, швейный и деревообрабатывающий цехи, – рассказывает Бурул Макенбаева, руководитель ПЗО. – Мы выявили много нарушений и решили их адресовать не публике, а Счетной палате, правительству и администрации президента. И после этого мы получили сразу письмо, чтобы мы покинули РЦПЗ».

По словам Макенбаевой, утром 20 октября сотрудники РЦПЗ пытались «выселить из офиса» правозащитную организацию – по её словам, в этом принимал участие также директор РЦПЗ Абжалил Бегматов.

«[Он] сказал: давайте выносите имущество. А согласно закону он не имеет права это сам делать, он это должен делать при помощи правоохранительных органов, и сотрудники Октябрьского РОВД спасли нас от самоуправства, – рассказывает Макенбаева. – Когда сотрудники РОВД подъехали, то сотрудники РЦПЗ разошлись».

Другая сторона

Заместитель директора РЦПЗ Аман Бешкемпиров утверждает, что решение о выселении организации было принято давно и имеет под собой законные основания.

«Мы с ними заключили договор на один год, чтобы они бесплатно находились, и мы им предоставили комнаты. Срок договора закончился 30 мая 2008 года. Мы потребовали, чтобы они освободили комнаты, потому что помещения нам нужны, и мы не собираемся за свой счет их содержать», – рассказал Бешкемпиров в интервью Kloop.kg.

Обвинения в нарушениях со стороны ПЗО Бешкемпиров отрицает.

«У нас в этом году было 19 проверок, в том числе со Счетной палаты. Недавно приезжала комиссия Жогорку Кенеша. И где эти нарушения?» – говорит Бешкемпиров.

Однако против РЦПЗ может сыграть законодательство – Бурул Макенбаева ссылается на статью 38 закона «О психиатрической помощи», которая гласит, что «в каждом центре, который оказывает медицинское обслуживание, должна функционировать независимая организация, которая должна отслеживать работу медицинского персонала, руководства, а также следить за исполнением всем правовых законодательств».

Тем не менее, Аман Бешкемпиров утверждает, что РЦПЗ подаст документы в суд. «Сейчас собираем документы. Подадим, наверное, в Октябрьский районный [суд]», – говорит Бешкемпиров.

В свою очередь, Информационно-правовой центр был вынужден приостановить свою работу. По словам Макенбаевой, она будет возобновлена только после того, как будет известно решение суда.