Депутаты Жогорку Кенеша 79 голосами «за» поддержали предложение профильного комитета провести следующие президентские выборы 23 июля 2009 года. Депутаты от СДПК предлагают назвать выборы «досрочными».

20 марта на пленарном заседании депутаты Жогорку Кенеша рассмотрели предложение комитета по конституционному законодательству, государственному устройству, законности и правам человека, который предложил провести выборы главы государства 23 июля 2009 года. Депутаты от пропрезидентского «Ак Жола» и фракция «коммунистов» поддержали предлагаемую дату.

По словам председателя профильного комитета Зайниддина Курманова, «23 июля – это наиболее оптимальный вариант для проведения президентских выборов».

«Нельзя считать так: пять умножать на триста шестьдесят пять и делать дату. Конституционное право – это наука со всевозможными логарифмами. Здесь складываются законодательные акты, нормы и положения», — сказал в интервью порталу Kloop.kg Зайниддин Курманов.

«Выборы будут проходить в сложное время, так как мировой финансовый и экономический кризис, он в любом случае затронул нашу страну и еще видимо затронет, и то, что выборы будут проходить 23 июля, я считаю нормально», — отметила депутат от фракции «Ак Жол» Раиса Сидоренко.

«За» и «против»

Однако, депутаты от социал-демократов не разделяют мнения своих коллег по фракции. По мнению лидера фракции СДПК Бакыта Бешимова, президентские выборы проходят на один год раньше положенного, из-за чего он предлагает назвать выборы президента 23 июля – «досрочными».

«Если исходить из того, что полномочия президента начались 14 августа 2005 года, то естественно выборы должны пройти в августе 2010 года, — говорит Бешимов. – Здесь надо было не исследовать политической целесообразности, а строго исходить из требования закона».

Как говорит председатель комитета по конституционному законодательству, на сегодняшний день не существует причин, для того, чтобы назвать выборы «досрочными».

«В конституции содержится исчерпывающий перечень, при которых могут проводиться досрочные выборы президента. Первое — это уход по собственному желанию, второе – смерть, третье – болезнь и четвертое – решение власти. Таких обстоятельств нет в настоящем случае», — пояснил Курманов.

На пресс-конференции 11 февраля отвечая на вопросы журналистов касательно президентских выборов, действующий президент Курманбек Бакиев, сказал, что подчинится любому решению конституционного суда.

«По моим данным, выборы должны состояться в 2010 году. Но есть мнения, что они должны состояться уже в этом году. Поэтому окончательное слово – за Конституционным судом», — заявил 11 февраля Бакиев.

Решение Конституционного суда

Депутат Жогорку Кенеша от социал-демократов Асылбек Джээнбеков 25 февраля направил в Конституционный суд запрос с просьбой растолковать, согласно какой конституции и когда должны состояться очередные президентские выборы.

Подробнее о запросе депутата Джээнбекова

Конституционный суд 19 марта, основываясь на действующей конституции от 2007 года, решил, что полномочия действующего президента истекают 25 октября 2009 года. За четыре месяца до истечения полномочия главы государства должны пройти выборы президента, дату которого должен, согласно конституции, определить парламент.

В тот же день профильный комитет Жогорку Кенеша по конституционному законодательству, государственному устройству, законности и правам человека провел экстренное заседание, задача которого было определить дату президентских выборов.

Как говорит правозащитник, руководитель Общественного объединения «Граждане против коррупции» Толекан Исмаилова, решение конституционного суда – это «нарушение конституции».

«Выборы у нас должны быть честными и демократичными, чтобы народ знал, что есть лидеры, которые уполномочены и работают на законных основаниях, — говорит Исмаилова. — Но с конституцией играют так, как хотят».

По мнению правозащитника, существую несколько причин, почему выборы главы государства должны состояться в 2009 году.

«Во-первых — это состояние здоровья [Курманбека Бакиева], во-вторых — желание других силовых структур прийти к власти, и третье — выбить оппозицию», — заключила она.