По словам омбудсмена Турсунбека Акуна, в своем следственном изоляторе сотрудники госкомитета национальной безопасности «ломают руки и носы арестованным». Однако, ГКНБ заявляет, что за последний год подобных фактов не было «выявлено».
По сообщению пресс-службы комитета, сотрудники следственного изолятора ГКНБ «глубоко задеты» высказыванием омбудсмена о фактах, что в СИЗО ГКНБ арестованным гражданам, чтобы добиться признаний, «ломают руки и носы».
«Как можно тогда объяснить тот факт, что, посещая СИЗО ГКНБ за прошедший год в течение десяти раз, ни сам Турсунбек Акун, ни его помощники не выявили ни одного подобного факта?» — заявила пресс-служба комитета после заявления омбудсмена.
«С учетом этого, предлагаем господину омбудсмену поступать в случае обнаружения подобных фактов в соответствии с законом, вместо того, чтобы делать огульные заявления», — говорится в пресс-релизе ГКНБ.
Сам Акун не согласен с заявлением ведомства и считает, что «оправдания стали нормой» для силового ведомства.
«У них [ГКНБ] есть болезнь оправдываться, это у ГКНБ стало нормой. Мы никогда просто так не говорим, мы проводим мониторинг. Омбудсмен неправду не говорит», — сказал Акун в интервью Kloop.kg.
«Физическое воздействие ГКНБ при задержании»
Абдыкерим Аширов, правовой эксперт правозащитного центра «Граждане против коррупции» считает, что со стороны ГКНБ бывает «физическое и морально-психологическое воздействие» при задержании.
«В самом СИЗО со стороны сотрудников ГКНБ пыток нет. В основном, методы при задержании очень грубы», — говорит он.
«Когда они [сотрудники ГКНБ] провожают задержанного до центрального учреждения, нередко ими применяется физическое и морально-психологическое воздействие. Такие факты имеются и, если руководитель ГКНБ будет отрицать эти факты, то они не изживут и никогда не искоренят их», — выразил мнение Аширов в интервью Kloop.kg
По мнению правозащитника, правоохранительным органам необходимо напрямую встречаться с каждым задержанным и «они много узнают о деятельности своих сотрудников».
Дело об избиении филиппинского бизнесмена
Информация о том, что сотрудники госкомитета нацбезопасности применяют физическое насилие в отношении задержанных высказывалась ранее Седеп Бозгунбаевой, переводчиком гражданина Филиппин Немоэля Балаги, который торговал в Кыргызстане подержанными автомобилями.
По ее словам, Балагу задержали 17 марта сотрудники ГКНБ Чуйской области, стали «избивать» его и требовать заплатить налоги.
«Его задержали 17 марта на станции Бишкек-1 и увезли в здание пограничных войск главного управления «Север» на 5 этаж. Он мне позвонил, я слышала, что там ребята из ГКНБ разговаривали на английском языке и говорили «Call to Japan and ask 20 thousands», то есть позвони в Японию и попроси двадцать тысяч», — рассказывает Бозгунбаева.
По ее словам, после того, как на следующий день вечером иностранного бизнесмена отпустили, он пришел к ней домой «избитым».
«У него уши были огромные, синие. Когда утром мы поехали в национальный госпиталь, у него с левого уха вытаскивали сгустки крови и поставили диагноз посттравматический дефект барабанной перепонки. Это на сколько нужно было его ударить, чтобы барабанная перепонка сместилась», — вопрошает переводчица.
Немоэль Балага находится в изоляторе временного содержания Иссык-Атинского РОВД города Кант, который находится в 15-20 километрах от Бишкека. Прокуратура Чуйской области 13 апреля 2011 года возбудила уголовное дело в отношении Немоэля Балаги.
ГКНБ отрицала факты избиения Балаги.
На заднем плане фото сотрудники ГКНБ охраняют обвиняемых по делу 7 апреля 2010 года.
Источник фото: http://www.alfa.kg/
причем тут Япония? не понятно
Может филиппинец оттуда поставлял машины