Джалал-Абадское УВД отрицает заявление правозащитника Сардара Багишбекова об участии милиционеров в митинге 3 октября в защиту четырех коллег, обвиняемых в убийстве россиянина. Согласно законодательству ОВД, правоохранительные органы не могут участвовать в митингах.

Глава правозащитной организации «Голос Свободы» Сардар Багишбеков сообщает, что митингующими в течение нескольких часов была перекрыта трасса Бишкек-Ош.

«Более 200 человек, среди которых было и значительное число милиционеров в форме, митинговали около двух часов. В результате, на трассе образовалась пробка автомашин», — рассказал Багишбеков в интервью Kloop.kg.

Правозащитник заявляет, что на митинге были собраны сторонники и родственники бывшего замначальника Базаркурганского РОВД Кубана Нуриева, одного из обвиняемых в убийстве Усманджана Холмирзаева.

По этому же делу, проходят еще три оперуполномоченных РОВД — Туташев, Исмаилов и Мамаалиев.

С 29 сентября в Сокулукском райсуде начался судебный процесс, где и рассматривается дело всех четырех милиционеров. Задержанные обвиняются по статье 104 [«Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего»], 305 [«Превышение должностных полномочий»], а также 305-1 [«Пытка»] уголовного кодекса. На данный момент все подозреваемые находятся под стражей.

Правозащитник заявляет, что участие в митинге сотрудников правоохранительных органов является нарушением закона об ОВД [органах внутренних дел].

Согласно статье 7 «Прохождение службы в органах внутренних дел», закона об ОВД Кыргызстана, сотрудникам органов внутренних дел запрещается организация забастовок и участие в их проведении.

«Более того, сотрудники милиции не имеют права пытать и убивать людей. Но пусть решит суд», — считает Багишбеков.

«Участники митинга были родственниками задержанных»

В интервью Kloop.kg сотрудник пресс-службы УВД Джалал-Абадской области Таалайбек Сусунбаев сообщил, что в митинге принимало участие около 500 человек, и все они являлись родственниками задержанных.

«Они [митингующие] не сотрудники милиции, а родственники сотрудников милиции. Они требовали, чтобы их [задержанных] выпустили, изменили меру пресечения и заключили под домашний арест», — рассказывает Сусунбаев.

Сотрудник пресс-службы также сообщает, что родственники задержанных требуют от властей перенести место заседания судебных процессов.

«Они требовали, чтобы суд прошел в Джалал-Абадской области, а не в Чуйской, чтобы люди могли спокойно ходить и присутствовать на суде», — рассказывает сотрудник пресс-службы УВД.

Сусунбаев также добавил, что митинг в поддержку милиционеров закончился после разъяснительных работ с бастующими.

«С митингующими переговорили, объяснили, что дорогу перекрывать — это неправильно. Что, по ней ездят многие люди, они должны доехать до назначенного пункта. Поэтому, после разъяснительных работ, люди разошлись», — добавил Сусунбаев.

Задержание Холмирзаева

Как сообщает правозащитный центр «Голос Свободы», днем 7 августа в дом Холмирзаева приехали три милиционера, якобы за запчастями [он торговал на рынке] и пригласили его на улицу, после чего «насильно» посадили в машину и увезли.

Через некоторое время предприниматель позвонил домой и сообщил, что милиционеры его «сильно избили и, наверное, он умрет».

Он также сказал, что сотрудники милиции требуют от него 6000 долларов США.

Родственникам и друзьям удалось собрать только 30 тысяч сомов, которые они передали сотрудникам внутренних дел.

Когда предприниматель пришел домой, по словам Зульфии Холмирзаевой, жены россиянина, он был весь «побитый и писал кровью».

В результате полученных телесных повреждений, Холмирзаев скончался на больничной койке.

По результатам вскрытия, установлена причина смерти Холмирзаева — поперечный перелом грудины с разрывом сердца, повлекший внутреннее кровоизлияние.

Случаи пыток в Кыргызстане

Вопрос о применении пыток, со стороны правоохранительных органов к задержанным, поднимается правозащитниками уже не первый раз.

В 2011 году, мать российского гражданина Рохиля Бизурукова заявила о том, что ее сына пытала ошская милиция.

Бизурукова обратилась с письмом в общественный фонд «Голос Свободы», где рассказала, что 22 июня сотрудники Управления внутренних дел города Ош задержали ее сына Махаммада, и стали «заставлять» признаться в убийстве кыргызстанца в июне 2010 года.

Однако начальник УВД Марат Орозбаев в интервью Kloop.kg опроверг информацию и заявил, что Махаммад Бизруков был задержан по закону.

Другим из известных случаев предполагаемого применения пыток является дело правозащитника Азимжана Аскарова, который обвинялся властями в организации массовых беспорядков в Джалал-Абадской области во время этнического конфликта 2010 года и был приговорен к пожизненному заключению.

Тогда, адвокат обвиняемого Нурбек Токтакунов заявил, что по отношению к его подзащитному «применялись пытки» со стороны сотрудников милиции.

По данным общественного фонда «Голос Свободы», в период с 2009 года по 2011, в Кыргызстане был зарегистрирован 241 факт жестокого обращения и пыток со стороны правоохранительных органов.