Экс-спикер парламента, доктор исторических наук и профессор Зайнидин Курманов ответил на вопросы по поводу его 7 апреля 2010 года, нынешних властей Кыргызстана, кыргызстанском парламентаризме и предстоящих выборах.

Зайнидин Карпекович, где Вы были во время государственного переворота 7 апреля 2010 года?

В те дни я находился в Санкт-Петербурге, на межпарламентской ассамблее стран СНГ и ЕвраЗЭС.

Почему Вы, являясь по конституции единственной легитимной властью в лице спикера парламента, после побега экс-президента Курманбека Бакиева на юг страны и отставки правительства во главе с премьером Данияром Усеновым, не взяли власть в свои руки?

Я вернулся домой 17 апреля уже простым гражданином, так как 8 апреля парламент был распущен декретом временного правительства. Более того, президент Курманбек Бакиев еще был в стране и не писал своего заявления об отставке.

Как Вы относитесь к нынешним властям в лице президента Розы Отунбаевой, премьер-министра Алмазбека Атамбаева и к 120 депутатам Жогорку Кенеша?

C cочувствием и жалостью. Путь политика – это не всегда фанфары и всенародное обожание. Чаще их путь устлан шипами и колючками. Примером тому может быть хотя бы судьба двух наших предыдущих президентов, или судьба Муамара Каддафи (экс-лидер Ливии) и Хосни Мубарака (экс-президент Египта).

Вчера только они казались вечными, грелись в лучах славы и всенародной любви, а сегодня одного из них убила обожавшая его некогда толпа, другой при смерти и ожидает суда, третьи живут в качестве политических эмигрантов.

В свое время великий карфагенский полководец Ганнибал сказал: «Моя жизнь — другим пример, о превратностях судьбы. Когда-то я был самым могущественным человеком в мире, а сегодня ищу пристанище в чужих краях».

Мы живем в парламентской республике. По вашему мнению, правильным ли было решение временного правительства изменить форму правления в стране из президентской в парламентскую? Подходит ли парламентская форма правления Кыргызстану?

Мы пока живем на подступах [к парламентаризму]. За 20 лет независимости мы перепробовали практически все имеющиеся в арсенале формы правления. Если не получится план внедрения парламентской формы, то следующие революционеры будут вынуждены строить халифат или султанат.

А если без юмора, то не бывает плохих форм правления. Есть плохие политики, которые могут превратить процветающую страну в пустыню.

Парламентская республика в наших условиях возможна, если у наших политиков будет соответствующая или, другими словами, поддерживающая данную форму политическая культура. Заявленная высота пока не взята.

Причем, парламентская форма правления — еще не панацея от бедности или коррупции. Это не волшебная палочка или «скатерть—самобранка». Франция, например, в 50-х годах отказалась от парламентской формы правления и перешла к полупрезидентской, потому что враждовавшие в парламенте политики чуть было не «угробили» великую страну. А до этого великая парламентская Франция за одну неделю проиграла войну нацистской Германии.

Ваш прогноз на эти выборы: Кто победит? Что будет после выборов? Возможны ли беспорядки со стороны проигравших кандидатов?

Традиционно, в наших постсоветских странах побеждали кандидаты от власти. Если у нас победит кандидат от оппозиции, то я поверю, что в апреле была совершена демократическая революция. Так как только подлинные демократы готовы проиграть выборы и отдать власть оппозиции. Если будет не так, то значит мы идем до боли знакомой дорогой.

Не хотите ли вернуться обратно в политику?

Я всегда был там. Для меня, как исследователя, политика — не прихоть, а объект изучения. Политике и истории, их анализу посвящены все мои научные труды. Политика — мой хлеб насущный.

Примечание: Зайнидин Курманов — доктор исторических наук, профессор Кыргызско-Российского Славянского Университета. С декабря 2009 года по апрель 2010 являлся спикером парламента IV созыва, а также избирался в Жогорку Кенеша в 2000 и 2007 годах.