1 min read


Технический директор ОТРК Бахтияр Алиев заявил, что их канал будет ретранслировать российские каналы с часовым опозданием до тех пор, пока ЦИК не объявит результаты президентских выборов. В свою очередь, кабельная сеть «Ала-ТВ» возобновила прямую трансляцию зарубежных новостных ТВ сразу после окончания выборов.

Общественная телерадиокорпорация (ОТРК), которая ретранслирует российские «Первый канал» и телеканал «Россия-24», стала ретранслировать их с задержкой в один час с 26 сентября — дня, когда началась предвыборная агитация кандидатов в президенты.

Этого требовал новый закон о выборах, согласно которому агитация через зарубежные СМИ запрещена — чтобы избежать её, закон обязал ретрансляторов зарубежных каналов передавать их эфир в записи, чтобы иметь возможность вырезать агитационные сюжеты, а также сюжеты, «порочащие честь и достоинство» кандидатов.

Сразу после окончания выборов кабельная сеть «Ала-ТВ» вернула в свой пакет отключенные на время агитации российские новостные каналы, а также «Евроньюс» и американский Си-Эн-Эн.

«Как закончилась агитация, мы сразу возобновили вещание», — сказал Василий Гончаров, директор «Ала-ТВ».

В отличие от них ОТРК не стала возвращать прямую трансляцию «Первого» и «России», сославшись на то, что хочет соблюдать закон.

В интервью «Клоопу» Бахтияр Алиев из ОТРК сказал, что российские каналы снова начнут вещать в прямом эфире только после оглашения официальных итогов президентских выборов, которые состоятся 19 или 20 ноября, и на которых президентом будет скорее всего объявлен победивший на выборах премьер-министр Алмазбек Атамбаев.

В самом законе говорится, что ретрансляция в записи должна осуществляться «в период проведения выборов», однако не дано точного определения того, что именно входит в этот период.

Нет техники для вещания с опозданием

«Ала-ТВ» — крупнейшая кабельная сеть в Бишкеке, предлагающая своим абонентам более 60 телеканалов — тоже могла вещать новостные каналы в записи, но не смогла этого сделать из-за отсутствия технических возможностей.

«Мне нужно будет покупать технику, нанимать новых сотрудников, которые смогут определять, где
есть слова порочащие честь [кандидатов в президенты], а где нет. Потом ставить куда-то эту технику, а на это нужны деньги — около 40-50 тысяч долларов», — заявил глава «Ала-ТВ» 12 сентября.

Два других крупных кабельных оператора Бишкека — «Долон» и «Смарт» — также отключили вещание зарубежных каналов с 25 сентября по 30 октября, из-за отсутствия возможности вещать с опозданием.

Положение о вещании в записи вызвало неоднозначную реакцию в Кыргызстане — Бакыт Аманов, глава телеканала НТС, ретранслирующего российский НТВ, назвал эту норму «нарушением прав человека».

Ряд правозащитников назвали действия этого закона введением цензуры.

Инициаторы закона — депутаты от партии «Ата-Мекен» во главе с Омурбеком Текебаевым — оправдывали закон тем, что не хотят, чтобы другие страны вмешивались в предвыборную борьбу в Кыргызстане.

Сам Текебаев считает, что пострадал от российских телеканалов перед парламентскими выборами 2010 года — тогда они показали серию сюжетов о том, как Текебаев якобы занимался сексом с неизвестной женщиной. В итоге его партия заняла на выборах пятое место, хотя считалась одним из фаворитов.

Редактор: Бектур Искендер