Комитет по защите журналистов (КЗЖ) выступил с критикой приговоров, вынесенных в конце октября бывшим главам телеканалов «Ош-ТВ» и «Мезон-ТВ»: они получили заочно по 20 и 14 лет лишения свободы за, в том числе, «возбуждение межнациональной розни».

Базирующийся в Нью-Йорке комитет назвал обвинения против бывшего главы «Ош-ТВ» Халила Худайбердиева и бывшего главы «Мезон-ТВ» Джавлона Мирзаходжаева «беспочвенными» и «сфабрикованными».

«Вина обоих в том, что весной 2010 года их телеканалы показали в прямом эфире митинг протеста против свергнутого президента Курманбека Бакиева.На этом митинге, лидеры узбекской диаспоры призывали народ воздержаться от насилия и поддержать переходное правительство Розы Отунбаевой», — пишет КЗЖ.

У властей Кыргызстана была своя версия тех событий — по мнению правосудия, вещавшаяся в прямом эфире на телеканалах речь лидера узбекской диаспоры Кадыржана Батырова содержала призывы к сепаратизму и межнациональной розни, что, как считают власти, в последствии привело к межэтническому конфликту между кыргызами и узбеками на юге Кыргызстана в июне 2010 года.

Городской суд Джалал-Абада признал 28 октября Худайбердиева и Мирзаходжаева виновными, в том числе, в «организации массовых беспорядков, сепаратизме, возбуждении межнациональной розни, создании незаконного вооружённого формирования».

КЗЖ считает, что власти Кыргызстана сделали это «в отместку за [их] журналистскую деятельность».

«На встрече в Нью-Йорке с представителями правительства Кыргызстана в мае этого года, представитель КЗЖ спросил у кыргызских чиновников является ли освещение в СМИ митингов протеста уголовно-наказуемым деянием в их стране. Мира Карыбаева, представитель президентской администрации, дала отрицательный ответ. Несмотря на это, Карыбаева не смогла внятно объяснить причину уголовного преследования Худайбердиева и Мирзаходжаева», — пишет на своём сайте КЗЖ.

Худайбердиев и Мирзаходжаев — этнические узбеки — получили свои сроки в один день вместе с ещё четырями узбеками, обвиняемыми в причастности к прошлогодним беспорядкам.

Обвинения «абсурдны»

Сам Джавлон Мирзаходжаев говорит, что до апреля 2011 года он не знал, что против него заведено уголовное дело, и что следователь по этому делу утверждал, что он и Худайбердиев проходят по этому делу исключительно как свидетели.

Мирзаходжаев, как и Худайбердиев покинувший территорию Кыргызстана и получивший срок заочно, указал в интервью КЗЖ на этнический окрас приговоров против журналистов, освещавших межэтнический конфликт.

«В апреле этого года, как по заказу, в подконтрольных властям СМИ была опубликована информация о том, что начинается заочный судебный процесс над узбекскими лидерами и журналистами, с точными указаниями статей уголовного кодекса», — говорит Мирзаходжаев.

Он утверждает, что вещавшиеся на канале «Мезон-ТВ» в мае 2011 года выступления Батырова не содержали антиконституционных призывов.

Эти события произошли через месяц после свержения президента Курманбека Бакиева и сразу после того, как сторонники временного правительства изгнали из здания Джалал-Абадской обладминистрации захвативших его сторонников свергнутого президента.

«Каждый день, вплоть до начала июньского конфликта, мы передавали в эфир выступления представителей регионального правительства, которые призывали людей поддержать [Розу] Отунбаеву [тогда главу временного правительства] и ее переходное правительство, призывали не поддаваться на провокации со стороны бакиевского окружения и воздержаться от насилия», — утверждает Мирзаходжаев.

«Следуя логике следствия, если Мезон ТВ обвиняется в сепаратизме, то власти Кыргызстана должны предъявить эти обвинения самим себе, а не нам, журналистам. Мы лишь показывали их собственные выступления», — добавил он.

«Мезон-ТВ» перестал работать после этнического конфликта — в 2010 году он перешёл в собственность другим владельцам, имена которых «Клоопу» установить не удалось, был переименован в «Башат-ТВ» и перешёл с узбекоязычного вещания на кыргызоязычное, оставив, таким образом, город Ош — в котором узбеки составляют до 40 процентов от общей численности населения — без узбекоязычного телевидения.

Официальный Ош: они дестабилизировали ситуацию

В политической среде Кыргызстана отношение к бывшим главам «Ош-ТВ» и «Мезон-ТВ» неоднозначное.

Ошская мэрия утверждает, что материалы, выходившие в эфир на этих телеканалах, «дестабилизировали» ситуацию в стране.

«До июньских событий [этнический конфликт 2010 года] мэр города Ош Мэлис Мырзакматов не раз просил владельцев телеканалов «Ош-ТВ» и «Мезон-ТВ» не давать в эфир материалы, которые могли бы дестабилизировать ситуацию в стране», — говорит Гулжан Ажыматова, пресс-секретарь ошской мэрии.

«Расследованием июнских событий занимались компетентные органы, под контроль которых также попала и деятельность СМИ до июньских событий, так как роль СМИ в обществе очень большая. Мэрия города Ош считает, что СМИ должны работать во благо общества, а не во вред», — заявляет она.

Ажыматова не согласна с обвинениями в адрес ошских властей о притеснении узбекоязычных СМИ после этнического конфликта.

«На сегодняшний день печатается областная газета на трех языках [кыргызском, русском и узбекском — прим. ред.]. Также две страницы каждого номера газеты «Ош шамы» отведено именно публикациям на узбекском языке», — говорит она.

Признавая тот факт, что в Оше не осталось узбекоязычных телеканалов, Ажыматова утверждает, что ситуация исправится.

«Телеканал «Ош-ТВ» в будущем планирует давать материалы на узбекском языке», — утверждает она.

Депутаты расходятся во мнении

С приговором по отношению к Худайбердиеву и Мирзаходжаеву согласен и депутат от партии «Ата-Журт» Жаныш Кудайбергенов.

«Надо было корректировать интервью Кадыржана Батырова, у него [Мирзаходжаева] большой опыт работы и тут показывает такое. Надо думать о том, что народ подумает после этого интервью», — говорит депутат.

Кудайбергенов считает, что Кыргызстану достаточно средств массовой информации только на кыргызском и русском языках.

«Мы должны [уметь] понимать на кыргызском и русском языках. Почему должна быть именно узбекская пресса? Ведь у нас есть и другие нации: уйгуры, дунгане, таджики», — говорит Кудайбергенов.

С ним не согласна депутат от социал-демократов Ирина Карамушкина, которая считает суд над телевизионщиками «ангажированным».

«Моё мнение — приговор слишком суров», — сказала Карамушкина.

«Я сомневаюсь в том, что он [Мирзаходжаев] причастен ко всему тому, в чем его обвиняют», — говорит депутат от СДПК.

Медиа-эксперт Акмат Алагушев считает, что в трансляции митингов не может быть преступления, а также удивляется заочному осуждению экс-глав телеканалов.

Правозащитник из Джалал-Абада Эгамберды Кабулов и вовсе считает, что суд поддался «националистическим настроениям».

«Обвинения, выдвинутые судом, не обоснованы ничем. Суд делал свои выводы исходя из националистического настроения — нужно было обвинить всех узбеков, в том числе и известных людей, во всех смертных грехах», — говорит Кабулов.

Правоохранительные органы Кыргызстана не публиковали каких-либо официальных заявлений по поводу этого суда и остаются недоступными для комментариев.

Споры о том, призывал ли Кадыржан Батыров к сепаратизму в своей речи в мае 2010 года, не утихают в Кыргызстане до сих пор.

В то время как правосудие заявляет, что Батыров призывал к сепаратизму, международные эксперты, включая главу комиссии по расследованию событий на юге Кыргызстана Киммо Кильюнена, уверены в том, что слова Батырова были неверно интерпретированы этническими кыргызами на юге страны.

«Транслирование речей Батырова узбекскими телевизионными каналами […] разозлило кыргызов. Даже если большинство людей не видели ни того, ни другого, слухи сделали свое дело в описании речей как призывов к автономии, слова, которые никогда не произносились Батыровым», — утверждала комиссия Кильюнена в своём отчёте.

Редактор и автор фото: Бектур Искендер


51 КОММЕНТАРИИ

  1. “оставив, таким образом, город Ош — в котором узбеки составляют до 40 процентов от общей численности населения — без узбекоязычного телевидения”

    Хочу вам ответить дорогие журналюги, что Ош полностью солидарен с тем, что тут освещались телеканалы только на государственном и официальном языке. Если все таки ОшТВ или Мезон ТВ перейдет на освещение на узбекский язык, то я лично соберу парней и подожгу офисы этих компаний! Этого мы гарантируем!
    Именно вот это разделение аудитории на узбекскую и кыргызскую языки привели к июньским событиям!
    Ведь узбеки,живущие в глубоких “махаллях”, куда ни одно проявление государственности не доходило и не доходит, абсолютно не заинтересованы процессами в стране. Они смотрят узбекские телеканалы, учатся в узбекских школах, взаимодействуют только со своими близкими и совсем не понимают кыргызский язык (за исключением тех, кто имеет общее экономическое дело с кыргызами). Они спускаясь на центральный рынок разговаривают на своем языке с представителями кыргызской национальности, в то время, когда к ним обращаются на кыргызском. Такая же обстановка наблюдается и в городских учреждениях и ведомствах.
    Узбекская часть населения живущая в махаллах просто изолирована от каждодневных процессов в стране, они чувствуют себя будто в каком-то кишлаке Узбекистана. Вот например владели бы узбеки кыргызским в совершенстве(а коих мало очень) то их в любом регионе встречали бы приветливо. А вот находясь на территории Кыргызстана и являясь гражданином его требовать придания статус официального узбекскому языку – это плевательство в колодец из которого пьешь. Лучше развивайте кыргызский язык, и будут все говорить на одном языке не будет тогда дискриминации.
    Мораль: Не играйте на горе людей журналисты, не нагнетайте ситуацию!

    • Мне кажется, это вы нагнетаете обстановку своим откровенным национализмом.

      Никто не может никого заставлять говорить на каком-либо языке.

      А вот узбеки Оша потому и изолированы от жизни остального Кыргызстана, потому что из-за таких, как вы, они вынуждены смотреть только ТВ Узбекистана.

      Узбеки Кыргызстана тогда себя почувствуют кыргызстанцами, когда остальные кыргызстанцы начнут уважать их право получать информацию на своем языке.

      И для этого вовсе необязательно давать узбекскому или какому-либо еще языку статус официального.

  2. Слушай идиот, ты где вообще вырос?

    Если такие журналюги вроде тебя, кого беспокоят проблемы национальных меньшинств, не будут лишний раз выкапывать говно из туалета, то общество не будет болеть таким вирусом.
    Ты если журналист, то должен сперва исходить из того, что как бы не навредить себе и своему государству. Я так понял ты начинающий молодой журналист. Так вот я тебе объясню, если не знаешь как проявить себя в обществе, то делай добротное дело, а не выступать матерью Терезой перед узбеками,выполняя просьбы и оправдывая всячески.

    Вспомни эти телеканалы до июньских событий и в целом местное общество. Тогда ОшТВ освещала на 75% узбекском, Мезон ТВ 90% и DDD 55%. Кыргызская аудитория в частности смотрела НТРК и Первый Канал России, некоторые любители спорта смотрели “Yoshlar”. Узбекская аудитория НТРК вообще не смотрела, а других смотрели. Почему не смотрели Национальный канал страны? Ответ простой – не понимают и не интересно. Почему не понимают? Потому что они выросли в махалле среди своих, играли только среди своих и учились в узбекской школе, в итоге сформировалась личность человека говорящего на родном но отстроненного от государственных процессов. Закончив ВУЗ они шли работать медсестрами и другими, многие в НПО пошли, а большинство к сожалению пошли к сфере услуг(базары,парикмахеры,официанты). С одной стороны это радует, что обслуживающий персонал есть, но с высшим образ-м жаль оставаться на такой работе.

    Почему им не интересен НТРК?
    Потому что там говорят о политике, политике, политике и о культуре. Первые три для них совсем не интересны, потому что они выросли в другом обществе, не в обществе кыргызстанцев, а в обществе узбеков. Соответственно они не знают о чем именно там могут говорить и вообще о чем будет идти речь и какая она должна быть.

    Культура – у узбеков свои культуры, отличается от кыргызских. У них (узбеков) культура на основе исламских ценностей, у кыргызов в большинстве на тенгрианстве и ценности воинских времен с пережитком малой доли ислама. Это абсолютно не приписывается к общему. Те, кто говорят, что узбеки и кыргызы близкие братья ошибаются глубоко. Двух этносов объединяют только базар,религия и вода, которую они пьют. Этнопроисхождение их совсем разные. Так что узы не совсем прочны. Дружба сложилась относительно лишь три десятка столетий тому назад.
    Исходя из этого, узбеки не хотят терять традицию и культуру. (Это вполне оправданно). Можно сказать, что им плевать на традиции другого народа, когда свои не могут сохранить. Вот зачем им не интересны вопросы кыргызского народа, а следовательно им не нужен и кыргызский язык. (С их точки зрения).

    Все эти аргументы привели к тому, что узбекская часть населения начала доминировать в данном регионе, во всех сферах, кроме политических. В настроении кыргызов тлело зависть и можно сказать даже ненависть по отношению к узбекам.
    Например: Кыргыз включает ящик, а там местный телеканал говорит на узбекском, на базаре и на маршрутке на узбекском. В тому же в армии узбеки не служат. Следовательно их не берут в органы без военного билета. Но не смотря на это, узбеки жалуются, что их не берут на работу к органам правопорядка. Такой расклад дел заставлял резко возмущал кыргызскую часть населения в Оше и в целом регионе этом. Это и является одним из факторов спровоцировавших июньские кровопролития.

    В местных властях узбеки имели хорошие места. Но Кадыржан Батыров говорил, что узбеков не подпускают к “власти”. Правильно говорил, но не зрил в корень. Ведь если узбек не знает госязык, то как он может работать в Жогорку Кенеше?
    В Конституции КР указано, что официальный язык русский, а государственный кыргызский. Он еще кое-как требовал придать статус узбекскому языку, и не только он.

    Теперь, после всех этих событий, Академия наук и исследований, писатели и деятели пришли к выводу, что нужно объединять этносы Кыргызстана. В этом ключе выступил один главный фактор – единый язык – кыргызский.
    Стал вопрос просвещения узбекской части населения кыргызским языком, учить их государственному языку. Если все будут говорить на едином языке, то никто(тем более кыргызы) не будет притеснять другого относительно его языка. Отрадно, что родители узбеков сами даже поняли, что детей надо учить кыргызскому языку, чтобы они в будущем могли работать в высших кругах страны.
    Когда общество деградирует и разделяется, государство приходит на помощь. Оно объединяет общество путем общих интересов, даже исходя из интересов большинства. В этом свете большинство в Кыргызстане – титульная нация.
    Жаль что государство только недавно поняло, что нужно делать, чтобы общество не разделялось… Теперь нужно развивать государственный язык… И развитие пока слава Богу идет весьма хорошими темпами…

    “Узбеки Кыргызстана тогда себя почувствуют кыргызстанцами, когда остальные кыргызстанцы начнут уважать их право получать информацию на своем языке”

    Ты здесь противоречишь самому себе. Как узбек может почувствовать себя кыргызстанцем, если все его окружение узбекское(в плане языка и отношений)? Он скорее всего почувствует себя узбекистанцев.

    Уважали право их получать инфо на родном языке, но получили “благородное спасибо”. Кадыржан Батыров почувствовал себя чуть ли не вдохновителем узбекской революции в Кыргызстане за право узбеков. А эти гнусники- руководители телеканалов выступили бы в таком случае национальными героями, как во время Исламской революции, конечно сравнение не совсем правильное, но в целом параллель уместен…
    Пойди в Узбекистан, глянь, позволял ли и позволяет ли Олий Мажлис этническим кыргызам учреждать кыргызский телеканал, газеты, радио? Власть в свое время всех переписала узбеками и провели серьезно идеологическую политику по госязыку. Все стали говорить на узбекском языке, даже обратись русскому в Ташкенте на узбекском, он тебе ответит на том же языке. Следовательно, этническим кыргызам уже нет необходимости вести политику по сохранению родного языка, потому что они уже потеряли его.

    Думаю, если смышленный парень, то проанализируешь аргументы и доводы, приведенные мною выше. Если нет, будешь оспаривать…

    • Я вас не оскорблял – начнем с этого.

      И я буду оспаривать ваше мнение.

      Основа вашего мнения – все кыргызстанцы должны знать кыргызский. Вот с этим я глубоко не согласен.

      Я считаю, что сила нашей страны должна быть в том, что у нас люди могут говорить на любом языке.

      В этом корень нашей с вами разницы во взглядах, и, возможно, мы друг друга никогда поэтому и не поймем.

      И еще – если Узбекистан у себя занимается дискриминационной политикой, это не дает нам повода равняться на них и отвечать тем же.

      Я повторяю – основа моего мировоззрения заключается в том, что каждый кыргызстанец должен иметь право самостоятельно выбирать себе язык.

  3. Да ты словно бот.
    “Основа вашего мнения – все кыргызстанцы должны знать кыргызский. Вот с этим я глубоко не согласен”.
    Как говорят в народе “Ботон элди сыйласан, анын тилин так суйло”.

    “Я считаю, что сила нашей страны должна быть в том, что у нас люди могут говорить на любом языке”
    Правильно считаешь, но доминирующим в Кыргызстане должен быть только два языка – русский и кыргызский

    “В этом корень нашей с вами разницы во взглядах, и, возможно, мы друг друга никогда поэтому и не поймем”
    Не хочешь понимать сейчас? Поймешь когда нибудь…

    “И еще – если Узбекистан у себя занимается дискриминационной политикой, это не дает нам повода равняться на них и отвечать тем же”
    Вероятно ты путаешь понятия дискриминация и национальная идеология. Чтобы объединить народ, власть всех переписала на один этнос. Так частично сделали и Китай и Камбоджа, причем благодаря этому у них остается политическая спокойная ситуация. А СУАР это уже другой разговор.
    Мы никому не должны отвечать, ты не правильно понял. Мы должны учиться у сильных государств, а не придумывать велосипед.

    “Я повторяю – основа моего мировоззрения заключается в том, что каждый кыргызстанец должен иметь право самостоятельно выбирать себе язык”
    Это не твоя основа мировоззрения, а субъективное мнение выработанный за пределами понятий как Кыргызстан и кыргызский народ. Правом должен обладать каждый, но не должен переступать неписанные законы каждого общества и народа. А таких очень много в нашем обществе.
    Советую, ознакомься с в идеологией Израиля. Как они пытаются сохранить свой язык и государство в этом регионе. Однако я против той части,где пропагандируется физически угнетать других.

  4. Как говорят в народе «Ботон элди сыйласан, анын тилин так суйло».

    Мега-патриот вы наш, а буквы ө, ү и ң вы так и не научились печатать?

    Правильно считаешь, но доминирующим в Кыргызстане должен быть только два языка – русский и кыргызский

    Почему именно эти два?

    Чтобы объединить народ, власть всех переписала на один этнос. Так частично сделали и Китай и Камбоджа, причем благодаря этому у них остается политическая спокойная ситуация. А СУАР это уже другой разговор.

    Вы сами привели в пример Китай, и тут же сделали его антипримером. А Камбоджа как может быть для нас примером? Напомнить вам, что там полстраны вырезали нахрен своей национальной идеологией они?

    Мы никому не должны отвечать, ты не правильно понял. Мы должны учиться у сильных государств, а не придумывать велосипед.

    Приведите мне пример того государства, которое вы считаете сильным.

    Советую, ознакомься с в идеологией Израиля. Как они пытаются сохранить свой язык и государство в этом регионе.

    Ой, ё!!! Классный пример вы отожгли! А знаете какие официальные языки в Израиле, а? Иврит и арабский!

    Вот пруфлинк вам, если что: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/is.html

  5. Бектур, если мы все повыбираем себе языки на которых будем разговаривать, то как друг с другом будем общаться?

  6. Жибек, ну как-то же люди общаются в США, где вообще нет понятия официальный язык как такового. Как-то же люди общаются в Швейцарии, где четыре официальных языка и ещё куча языков меньшинств.

    Конечно, можно взять и заставить всех выучить один единый новояз на весь мир – но это совсем орвеллианская картина получается, и я в таком мире не хочу жить, где кто-то кого-то чему-то заставляет.

    Особенно такому интимному делу, как язык.

    И языков в мире не 7 миллиардов, а намного меньше.

  7. 1) “Мега-патриот вы наш, а буквы ө, ү и ң вы так и не научились печатать?”

    К твоему сведению, шрифт, с которого я печатал оказывается не предназначен для печатания таких кыргызских букв. А ты сам знаешь в каком именно слове поговорки эти буквы должны иметь место?
    Мен кудайга шугур эне тилимди мыкты билем сага салыштырмалуу. Эгер ушундай кыйын экенсин, менин жазмамды сынга алгыдай, кыргыз болсон эне тилинде так суйлой аласынбы, ыя?
    Эне тилинди билесинби? Оюнду эне тилинде так жеткире аласынбы?
    Эгер билбесен, сендейлерди кыргыз элинде, “манкурт” деп коет. Ч. Айтматовдун жаркын элесине терен ыраазычылык билдирем, ушул образдуу тушунукту кыргыз элине жеткирип кеткенин.
    Деги биз эмне кыргыз эли эне тилин билбеген ушундай манкурттардын айынан, улуттук ан-сезимибизди жана тилдик саясатыбызды булардын оюна ыкташтырышыбыз керек?..

    2) Почему именно эти два (языка)?
    Себеби дегенде, Кыргыз мамлекеттуулугун кыргыздар озу тузуп, ага комок корсоткон орус эли болду. Мына так ушул коз караштан алып карасак, мамлекетте басымдуулук кылууга тек гана эки тилдин укугу бар корунот. Бул сага Швейцария эмес, бул Кыргызстан. Зээнине туйуп ал. Же озбектердин ичинен Кыргызстандын курулушуна салым кошкон мисалын барбы? Болсо айт…

    3) Камбоджу я привел пример к тому, что, как они вели национальную идеологию, а не из-за вырезания людей. На счет Китая – уйгурские восстания управляемы внешне. А так без них у них национальная идеология идет своим путем. Всех внутренних монголов и других меньшинств они переписали на китайцев.

    4) “Приведите мне пример того государства, которое вы считаете сильным”

    Россия – где все говорят на русском. (Русского не знающих мало)
    Великобритания – все говорят на английском.(есть небольшие кельтские и шотландские наречия в небольших кругах).
    Китай – все говорят на китайском(несмотря на диалекты)
    Корея северная – все говорят на корейском (желающих говорить по японски нет, по-русски тем более )
    США – не смотря на разные этнические принадлежности, все говорят на английском.
    Франция – не смотря на арабов проживающих там, все говорят на французском. Никто не жалуется на единоязычие.
    Канада – тоже говорят на английском.

    5) Ой, ё!!! Классный пример вы отожгли! А знаете какие официальные языки в Израиле, а? Иврит и арабский!

    Знаю, прекрасно знаю! А знаешь почему? Да потому что в самом Иерусалиме проживают этнические арабы, к тому же еще приведем пример Сектор Газа и Филистин, с запада Египет. Географически Израиль окружен арабоязычными странами. А национальная политика у этого государства исходит от георасположения Израиля.

    Национальные и культурные черты кыргызского народа уникальны. Нам не нужны зарубежные ценности и направления по языковой госполитики. Ты не в Америке и Европе. Выйди из этого вакуума… Ты в Кыргызстане. Ты на востоке… Тут свои тонкости…

  8. Эта статья настолько играет мне на нервах,что реаааально очень хочется встать и пойти к этому самому волосатому Бектуру,и забрать его к себе на юг,в махаллю,в улицу где приходится жить МНЕ ЛИЧНО с этими с ооочень НЕ солидарными ПО СУТИ существаму как УЗБЕКИ,и заставить жить его всего лишь на каких-то 2-3 мес,и он сам останется во – первых БЕЗ волос,и строгим ненавистником псевдо-узбекского-исламизма и придет сам к поддержке во истину СОЛИДАРНЫХ,ТОЛЕРАНТНЫХ кыргызов которые терпят узбекские гнилые поступки,и мало того их эту малограмотные исламские возрения, и их НЕ культурное общение (даже,между собой)…Слушай,Бектур,хватит и не смей больше трогать проблемы Юга,если ты сам не являешься выходцем из этих краев…

  9. странно,…почему мы все настолько много говорим обэтих узбеках, и не важно,за или против…а говорим и говорим….
    УЗБЕКИ – вечная зараза сознания бедных Кыргызстанцев!!!

  10. и,ващще,если добавили на данный сайт вариант озбекче,то тогда и добавьте и уйгурский,дунганский,карачаевские языки А ТО ВЕДЬ это как то дискриминационно относительно их не так ли????

    • Когда у нас будет достаточно денег и людей, мы откроем версии Клоопа на языках всех народов Кыргызстана. Если хотите – можете присоединиться к такому проекту. Просто мы начали с трех самых популярных языков страны – все очень просто.

  11. Господа националисты, хотелось бы вас назвать не хорошим словом, но не буду, потому что я на вас не похож. Постараюсь ответить на некоторые ваши аргументы.

    Россия – где все говорят на русском. (Русского не знающих мало) просто смешно, частью России являются Татарстан, Дагестана и т. д. думаете там большинство говорят на русском?
    Великобритания – все говорят на английском.(есть небольшие кельтские и шотландские наречия в небольших кругах), сами сказали про наречия.
    Китай – все говорят на китайском(несмотря на диалекты), про Китай, может вы и правы, не дай вам Бог попробовать сжечь себя, как это делают Тибетские монахи.
    Корея северная – все говорят на корейском (желающих говорить по японски нет, по-русски тем более ), про Корею не знаю.
    США – не смотря на разные этнические принадлежности, все говорят на английском. Полная чушь, был в этой стране шесть раз, в общественном (государственном) транспорте на английском, испанском, китайском приведен опрос, что народ хочет, чтобы транспорт ходил реже или стал дороже. В русских кварталах все на русском.
    Франция – не смотря на арабов проживающих там, все говорят на французском. Никто не жалуется на единоязычие. Насчет Франции не знаю так много, как вы.
    Канада – тоже говорят на английском. А вот за такое в Канаде можно и по морде получить. Знаете, где город Монреаль. Что-то ни фига, не английское название. В Канаде чуть ли не большинство говорит на французском.

    Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что человек, ратующий против узбекского языка в Ош ТВ и Мезон ТВ, просто безграмотен.

  12. Теперь мне хотелось бы спросить, что вы, господа националисты сделали для развития кыргызского языка, потому что просто говорить на нем – это еще очень мало.

    Бека, хоть и говорит по-кыргызски только, когда его допрашивают в ошском отделении ГКНБ (было и такое), сделал для кыргызского очень много. Это и новостной сайт ky.kloop.kg, с новостями, которые многие международные и местные эксперты оценивают как самые качественные в республике, это и самая удобная кыргызская раскладка клавиатуры , это и десятки тренингов по переводу различных веб-ресурсов на кыргызский.

    Я прошу вас понять, что невозможно заставить человека выучить другой язык. Но можно заинтересовать, но только тогда, когда есть на этом языке что-то интересное, что-то уникальное.

    Националисты, хорош тут брызгать слюной, сядьте вместе и переведите Гарри Поттера на кыргызский, а потом пойдите и раздайте бесплатно узбекским ребятишкам в Оше. Или слабо?

  13. И последний аргумент. Мы, конечно, можем закрыть узбекские радио и ТВ на территории Кыргызстана. И что вы думаете из-за этого наши узбеки перестанут слушать радио и ТВ на узбекском? Нет не перестанут, они просто начнут больше слушать и смотреть УЗБЕКИСТАНСКИЕ СМИ. Если вы этого добивались, то могу поздравить.

  14. дело не в том чтобы сказать о себе толерантна ли я,или нет,а в том что во – первых,нужно быть толенрантными к себе к своим,и тогда будет и уважение к другим и солидарность и.т.д. А ВОТ ВЫ БЕКТУР,явно,не толерантны именно к своим,к себе оттого и пишете о Кыргызов такие глупые тексты и беспочвенные обвинения.ИМЕННО ИЗ ЗА ТАКИХ КАК ВЫ У НАС В СТРАНЕ ПРОИСХОДЯТ НЕПОПРАВИМЫЕ ВЕЩИ.Допустим,в соседней стране Узбекистан,простые узбекские граждане настолько уважают себя,свои традиции,представителей власти,ЧТО У НИХ НИКОГДА НЕ ПРОИСХОДИТ сомнительные межэтнические воины и.т.д,а почему?Да,просто потому – что у них есть уважение к себе самим,оттого и их уважают и все другие нициональности которые там проживают,в том числе и Кыргызы!Ну,а на счет политических воин и расстрелов в Узбекистане,это тема совсем другая,и речь сейчас не об этом.Так что,Бектур,во первых стоит уважать себя,не только и не обязательно только свой язык,но и все что связано с Кыргызским менталитетом,и относиться к этому СВЯТО!
    А на счет проекта для других языков не надо тут враки разводить и обещаниями кормить,просто,на то чтобы добавить озбекче у вас нашлись деньги,это факт и наглое поведение,и не отрицайте этого!!!Просто,вы Бектур,сами не понимаете того что за этим стоит,что хотят от вас,от нас все те кто дают финансы на такого рода сайты и тектсы которые вы пишете в нем.Это ВСЕ НЕ ИМЕЕТ НИКАКИХ ЦЕЛЕЙ ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ИСЦЕЛИТЬ БОЛИ ПОСЛЕ ЭТНИЧЕСКИХ СТОЛКНОВЕНИЙ,А ЕЩЕ БОЛЕЕ РАЗЖЕЧЬ И ДЕРЖАТЬ СИТУАЦИЮ ИМЕННО ТАК ЧТОБЫ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТИМ ПРОТИВ ПРОСТОГО НАРОДА.КОРОЧЕ,ПРИНЦИП,
    РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ!!!!
    Ринат,НЕ ДЕЛАЙ ОДОЛЖЕНИЯ,ВОЗДЕРЖАВШИСЬ ОТ ОСКОРБЛЕНИЙ,ты не имеешь никакого права проживая на нашей земле,находя в ней свой хлеб и существование,да еще КАК-ТО ОСКОРБЛЯТЬ НАС!!! Хотя,вы допускаете многое по отношению к титульной нации,нашей республики!!!Слушай,Ринат,ты со своими монотонными и скучными примерами европы и америки,ИДИКА И ТУДУ ЖИТЬ,если тебе так и нравиться система жизни и укладов общества как у них.А мы тут сами как нибудь и БЕЗ вас построим свое толерантное,спокойное общество БЕЗ ЭТНИЧЕСКИХ конфликтов!!!Вы узбеки как спровоцировали как 20лет назад конфликт,еще дальше был у вас конфликт с месхетинскими турками Ферганы ТАК И СЕЙЧАС!!!И НЕЧЕГО ОПЯТЬ ТУТ ЧЕГО-ТО ВАМ ГОРЛАНИТЬ,лучше молчите в тряпочку,зная все свои грехи!!!!

  15. Ринат Тухватшин говорит:
    26.11.2011 в 21:06

    И последний аргумент. Мы, конечно, можем закрыть узбекские радио и ТВ на территории Кыргызстана. И что вы думаете из-за этого наши узбеки перестанут слушать радио и ТВ на узбекском? Нет не перестанут, они просто начнут больше слушать и смотреть УЗБЕКИСТАНСКИЕ СМИ. Если вы этого добивались, то могу поздравить.

    ЧЕСТНО,ЧИТАЮ ВАШ ЭТОТ ПОСЛЕДНИЙ ПОСТ,И ДИВУ ДАЮСЬ КАКИЕ ЖЕ МЫ ЛЮДИ,ИНОГДА,МОЖЕМ БЫТЬ ДО ПОСИНЕНИЯ УПЕРТЫМИ!!!!НУ И ЧТО ОТ ТОГО ЧТО ВЫ БУДЕТЕ СЛУШАТЬ И СМОТРЕТЬ УЗБЕКИСТАН,ВЫ ДЛЯ НИХ КАК БЫЛИ И БУДЕТЕ ПАСЫНОКАМИ!!!!

  16. Ринат Тухватшин говорит:
    26.11.2011 в 21:06

    И последний аргумент. Мы, конечно, можем закрыть узбекские радио и ТВ на территории Кыргызстана. И что вы думаете из-за этого наши узбеки перестанут слушать радио и ТВ на узбекском? Нет не перестанут, они просто начнут больше слушать и смотреть УЗБЕКИСТАНСКИЕ СМИ. Если вы этого добивались, то могу поздравить.

    ЧЕСТНО,ЧИТАЮ ВАШ ЭТОТ ПОСЛЕДНИЙ ПОСТ,И ДИВУ ДАЮСЬ КАКИЕ ЖЕ МЫ ЛЮДИ,ИНОГДА,МОЖЕМ БЫТЬ ДО ПОСИНЕНИЯ УПЕРТЫМИ!!!!НУ И ЧТО ОТ ТОГО ЧТО ВЫ БУДЕТЕ СЛУШАТЬ И СМОТРЕТЬ УЗБЕКИСТАН,ВЫ ДЛЯ НИХ КАК БЫЛИ И БУДЕТЕ ПАСЫНОКАМИ!!!!А У НАС ВЫ И ЕСТЬ ПОЛНОПРАВНЫЕ И ЦЕЛЬЕ ГРАЖДАНЕ КР,советую гордиться этим,и просто жить.

  17. и вообще,насколько мне известно никто из этих телевидения что говориться в артикле,не отбирали,у них как были хохяева узбеки,так и остались.просто,поменяли весь и все содержание эфиров,и начальники согласились…слава Богу,что некоторые представители начальств узбекской национальности понятливы и толерантны,чем некоторые глупцы из простонародья.

  18. Солнышко вы мое, ну хоть один малюсенький конкретный пример, что вы сделали для этой страны.

    Хотя… Вот эту фразу можно уже поставить вам в заслугу.

    А У НАС ВЫ И ЕСТЬ ПОЛНОПРАВНЫЕ И ЦЕЛЬЕ ГРАЖДАНЕ КР

    Только не получится, ни то что гордится, но даже осознать это людям, которые могут понять только СМИ другого государства. Язык кыргызский им учить надо, но это другой вопрос, ведь язык не учится сразу, а разделение и неосознание своего полноценного гражданства существует уже сейчас.

    Солнышко, я умоляю вас, объясните мне, что будет плохого, если все ТЕ ЖЕ новости, которые выпускает kloop.kg на русском, кыргызском, английском ДОСЛОВНО будут еще выпускаться и на узбекском. Я же здесь НЕ говорю о призывах к сепаратизму, я говорю про НОВОСТИ нашей страны.

  19. Для тех, кто не понимает значение слова “толерантность”:
    Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям;
    В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом: “… ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.”

  20. Из Википедии: “Понятие «титульная нация» было впервые введено известным французским поэтом и политическим деятелем националистического направления Морисом Барресом в конце XIX века.” Ключевое слово здесь – националистического направления, националист попросту говоря, и чем меньше мы будем пользоваться этим определением, тем лучше.

  21. Вот еще:
    Есть такой термин «титульная нация». В ненаучном, обывательском смысле он означает некоторые преимущественные права у народа или «справедливое» требование таких прав народом, давшим название государству. Сам по себе термин нелепый и не означающий ничего, так как очень часто название государства дает не этноним большинства населения, а этнонимом меньшинства, либо в настоящее время ассимилированного, вырезанного, либо находящегося в отстраненном от власти положении. Это уже не говоря о том, является ли титульный народ – нацией, потому что в 95% случаев он таковой не является.

    Примеров «титульной нации», не имеющей отношения к современному госуправлению, полно. Франки, давшие название Франции давным-давно были отстранены от национального строительства в этом государстве, а позже и ассимилированы, бесследно растворившись среди альбигойцев, эльзасцев, гасконцев и еще сотне других этносов. Ливия называется так, потому что на ее территории жил берберский этнос ливов, ныне представленный в виде небольшой общины амазигов к западу от Триполи. Бельгия – по названию белгов, кельтских племен, которые нынче исчезли в принципе. В Китае «титульной нацией», с европейской точки зрения, должны быть тунгусские кидани, северокитайское племя. Мексика получила свое название от племени ацтеков, которое и должно примерять на себе «титульность». Венгрия (Hungary) имеет свою такую «нацию» – гуннов – к которым современные венгры практически не имеют отношения. Великобиратния – страна бриттов, народа полностью исчезнувшего с лица земли под давлением уэльсцев, шотландцев, норманнов, ирландцев, саксов, кельтов и всего остального. Италия получила название от «титульных» италиков, которых нет уже много веков. «Титульные» румыны – римляне, что вообще неслабо.

    Строго говоря, большинство стран имеет название не по этнониму населяющего их народа, а по именам собственным, географии, в силу произошедших событий, владения династиями или иных факторов. Это потом уже бразильцы стали «титульной нацией» в Бразилии, когда Бразилию сделали государством-нацией, то есть наоборот, народ обрел наименование от названия страны и государства. Никаких племен бразилов там никогда не было, а само название произошло от добываемого в этой стране дерева во времена Великих географических открытий и последующей колонизации. Некоторые государства переводят свои названия как «страна смешанных людей» или «страна десятка копий», говоря о том, что в госстроительстве принимал участие не один десяток племен и этносов, среди которых нет «титульного»: Германия, Болгария, Тувалу, Эфиопия (в частности, старое название страны – Абиссиния).

    Государства, где «титульная нация», то есть этническое большинство, совпадает с названием государства, можно пересчитать по пальцам: Абхазия, Албания, Бангладеш, Беларусь, Ботсвана, Бурунди, Вьетнам, Иран, Лесото, Малайзия, Папуа, Россия, Суринам, Таджикистан, Уганда, Швеция. То есть, за редким исключением, это современные этнократии, обретшие независимость на памяти двух-трех поколений, и скорее исключение из исторического процесса, чем его закономерность и, уж тем более, закон мирового развития.

  22. Мне кажется, что этот Бектур Искандер написал мне ответы под другим именем, не потерпев стыда от незнания родного языка и издержек от мата, но все же объяснился культурно. За это можно похвалить.
    —————————————————————————————
    Если это и сам Ринат Тухватшин, то я скажу следующее:
    На счет примеров ты явно не понял меня, братец мой. Там указывались страны, где абсолютно на одном языке говорят, где тебе отвечают на том языке на каком ты обратился к гражданину (с учетом местного статуса языка).
    —————————————————————————————-
    Еще говоришь, что я как националист, что внес в развитие языка. Так вот, не тебе брать спрос с меня что я внес в развитие родного языка, братец ты мой. Мне кажется, что и ты сам не знаешь свой родной)))
    Кстати, ты тоже не знаешь кыргызский? Если да, то сочувствую тебе…
    —————————————————————————————-
    “Канада – тоже говорят на английском. А вот за такое в Канаде можно и по морде получить. Знаете, где город Монреаль. Что-то ни фига, не английское название.”

    Слушай, в канаде во-первых доллар, а не франки, во-вторых официальный язык у них английский, не смотря на присутствие французского. И потом, ты брат не сравнивай палец с жопой, ок? Ты не сравнивай Канаду и Кыргызстан.
    И вообще, по морде мне никто даст, я в этом уверен. Однако, если ты будешь так умничать перед простым кыргызским народом , то вот тогда тебе могут по морде заехать. Этого могу гарантировать тебе.
    —————————————————————————————-
    На счет Бектура Искандера, вероятно он вообще не говорит на родном кыргызском))). Бунусу жооп кайтара албаганынан байкалды корунот.

    —————————————————————————————
    На счет твоего вердикта. Я от души посмеялся над этим. Спасибо за такое мнение. Напрашивается вопрос, не сам ли такой сударь ты наш?)))
    —————————————————————————————-

  23. Абсолютно согласен с мнением писательницы Людмилы Улицкой: “…если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, — войны у себя дома.”

  24. Дорогой “Против узбекского языка…”

    С вами неинтересно спорить, потому что вы не аргументами дебатируете, а исключительно эмоциями. Вы этим напоминаете мне немножко Жириновского, кстати, хотя это и не имеет прямого отношения к теме.

    Поэтому я просто хочу задать вам один маленький простой вопрос.

    Что такое родной язык?

  25. Вниманию анонимных националистов!

    Статья 31 Конституции Кыргызской Республики запрещает пропаганду национальной, этнической, расовой, религиозной ненависти, гендерного и иного социального превосходства, призывающая к дискриминации, вражде или насилию. В связи с этим Генеральная прокуратура КР разъясняет, что за любые публикации, высказывания и другие действия, направленные на разжигание межнациональной розни, от кого бы они не исходили, виновные лица будут привлечены к установленной законом ответственности.
    Следует отметить, что в последнее время участились случаи, когда на страницах СМИ, интернет-сайтах отдельными гражданами допускаются высказывания, направленные на разжигание межнациональной розни. Эти действия признаются преступлениями против основ государственного строя и безопасности государства.
    Согласно законодательству разжигание межнациональной розни есть обозначение действий, направленных на возбуждение национальной, расовой вражды, унижение национального достоинства, а также высказывания об исключительности, превосходстве, либо неполноценности граждан по признаку их отношения к национальной принадлежности.
    За совершение указанных преступлений статьями 299 («Возбуждение национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды») и 299-1 («Организованная деятельность, направленная на возбуждение национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды») Уголовного кодекса Кыргызской Республики предусмотрена ответственность вплоть до лишения свободы.
    Приложение: Статьи Уголовного кодекса Кыргызской Республики.
    Статья 299. Возбуждение национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды.
    (1) Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации, –
    наказываются штрафом в размере от пятисот до одной тысячи расчетных показателей либо лишением свободы от трех до пяти лет.
    (2) Те же деяния, совершенные:
    1) с применением насилия или угрозой его применения;
    2) лицом с использованием своего служебного положения;
    3) в составе группы лиц или преступного сообщества (преступной организации);
    4) лицом, ранее судимым за преступления экстремистского характера (экстремистскую деятельность), – наказываются штрафом в размере от одной тысячи до пяти тысяч расчетных показателей либо лишением свободы от пяти до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
    (В редакции Законов КР от 25 июня 2007 года N 91, 20 февраля 2009 года N 60)
    Статья 299-1. Организованная деятельность, направленная на возбуждение национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды.
    (1) Создание и осуществление руководства общественным объединением и религиозной организацией либо иной организацией, деятельность которых сопряжена с возбуждением национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды, унижением национального достоинства, пропагандой исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, –
    наказываются штрафом в размере от одной тысячи до пяти тысяч расчетных показателей либо лишением свободы от пяти до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет.
    (2) Организация деятельности общественного объединения и религиозной организации либо иной организации, в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, а также вовлечение граждан в их деятельность –
    наказываются штрафом в размере от двух тысяч до шести тысяч расчетных показателей либо лишением свободы от шести до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
    (3) Участие в деятельности общественного объединения и религиозной организации либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, –
    – наказывается штрафом в размере от одной тысячи до трех тысяч расчетных показателей либо лишением свободы от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
    (4) Деяния, предусмотренные частями первой, второй и третьей настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а также лицом, ранее судимым за преступления экстремистского характера (экстремистскую деятельность), –
    – наказываются штрафом в размере от трех тысяч до семи тысяч расчетных показателей либо лишением свободы от семи до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
    Примечание. Лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного объединения и религиозной организации либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, или если оно содействовало правоохранительным органам в выявлении и привлечении к уголовной ответственности организаторов и членов таких объединений и организаций, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
    (В редакции Закона КР от 20 февраля 2009 года N 60)

  26. Немного про родной язык:
    Согласно одной из концепций (Д. С. Ушаков, В. И. Беликов и Л. П. Крысин, Д. Кристал), родной язык — это язык, который человек усваивает с раннего детства без специального обучения, находясь в соответствующей языковой среде (первый язык).
    По другой концепции родной язык отождествляется с языком, на котором человек мыслит без дополнительного самоконтроля, с помощью которого легко и естественно выражает свои мысли в устной и письменной форме и которым человек «владеет с максимальной глубиной и полнотой, на котором легче, быстрее и проще ему мыслится, который является для него наиболее привычной и удобной формой выражения мысли и языкового общения» (основной, или функционально первый язык).
    По третьей концепции родным языком признаётся язык народа или этнической группы, к которой относится человек, язык, связывающий его с предыдущими поколениями, их духовными приобретениями, служащий фундаментом этнической и национальной самоидентификации.
    Этническая трактовка термина «родной язык» также эксплицитно отвергается рядом авторов. Авторы учебника «Социолингвистика» В. И. Беликов и Л. П. Крысин отличают понятие родного языка от данного понятия, которое они называют этнический язык. Родной язык может соответствовать национальности, но может и не совпадать с ней (нередкое явление, особенно в условиях глобальных миграционных процессов, характерных для XX века) — только сам человек определяет, какой язык для него родной.
    Последнее предложение считаю самым важным – никакое государство или группа людей не могут установить что такое “родной язык”, но только сам человек определяет,
    какой язык для него родной.

  27. И еще про родной язык:
    Наиболее распространенным в лингвистике является рассмотрение родного языка как языка матери. Такое толкование, несомненно, имеет глубинную мотивацию, ибо роль матери в рождении и становлении человека не сравнима ни с чем. Известно, что как предпосылка идентификации личности родной (материнский) язык в виде определенных ритмов и речевых интонаций проявляется уже в утробе матери – под влиянием ее речи , а позже – баюканья, колыбельных напевов, хоть и у ребенка, как показывает практика научных исследований, нет генетической предопределенности к конкретному языку. Родной язык входит в младенца, ребенка, подростка путем природных шагов, отступая при этом от биогенетического закона повторения онтогенезом филогенетического развития человека. Начальный этап научения родному языку осуществляется в результате влияния родителей, методом “глаза в глаза” и не имеет аналогов в филогенезе. Даже в случаях одновременного приобретения двух родных языков с младенчества как первоначальных, исходных в процессе становления умения мыслить (чаще методом “один человек – один язык”), по А.М.Шахнаровичу, родным следует считать язык матери (Шахнарович 1991).
    Таким образом, родной язык как язык, усваиваемый под воздействием матери, приобретает особую значимость для становления личности ребенка. Известный педагог Я.А.Коменский разработал проект “Материнской школы”, которая называется так потому, что имеет целью воспитание ребенка под влиянием матери, когда закладываются основы родного языка (Коменский 1995). Любое обучение ребенка в силу названных причин целесообразнее начинать именно на родном ( материнском языке).

  28. Про нации и национальности:
    Следует различать такие взаимосвязанные, но не идентичные понятия, как «нация» и «национальность». Понятие «национальность», выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов нации и народности. Поэтому оно является более узким, чем понятие «нация». Источник этнической связи людей — общность культурных характеристик и природных условий бытия, приводящих к дифференциации данной первичной группы от другой. Теоретики расизма полагали, что генетические характеристики являются основой этноса, однако это опровергается эмпирически (например, абхазские негры). Нация — более сложное и позднее образование. Если этносы существовали на протяжении всей мировой истории, то многие нации формируются уже в период Нового и даже Новейшего времени.

    Нация может быть 2 видов: полиэтничной (многонародной) или моноэтничной. Этнически однородные нации крайне редки и встречаются в основном в отдалённых углах мира (например Исландии). Обычно нация строится на базе большого количества этносов, которых свела вместе историческая судьба. Полиэтничны, например, швейцарская, французская, великобританская, российская, вьетнамская нации, а американцы вообще не имеют никакого ярко выраженного этнического лица. Латиноамериканские нации расово неоднородны — созданы из белых, креолов и индейцев-америндов.

  29. Скучно, когда оппонент, нежели что – нибудь живое, аналитически отработанное сказать, оперирует шаблонами из прошлых веков, и ссылается на пустые, полного пафоса и громких выражений пункты из статей закона. Также, непонятно чего Бектур желает нам навязать… Если честно, на юге еще нужно определить кто фактически меньшинство, а кто большинство. Допустим, едешь в общественном транспорте 60% из пассажиров люди Узбекской национальности, и 40% может быть Кыргызской национальности, и еще плюс туда русских и других. Вот, и дело обстоит настолько катастрофически, что молодые, подрастающее южане ребята, говорят не на русском, и не на кыргызским языке, а именно на узбекском языке… Это все что я видела собственными глазами. Я не против узбекского языка как такового, но это настолько странно что почему – то Кыргызы живя в своем родном Кыргызстане, посещая кыргызские школы, и смотря кыргызское вещание, прекрасно понимают и узбекский язык, тоже. Но, вот, только, видите ли, людям Узбекской национальности, чуть ли не явилось концом информационной жизни, если местные телевидения стали вещать на кыргызским языке.
    То есть, на юге, ФАКТИЧЕСКИ не было, и нет никакой проблемы с исчезновением или вымиранием узбекской культуры, языка, вообще, потому – что видите ли, люди, придерживающиеся данной культуры как то психологически ЖИВУЧЕЕ, чем люди, придерживающиеся кыргызской культуры. Данный реальный факт, показатель того что одна культура исчезает, несмотря, на то что кыргызской культуре есть все удобства и на то нужные кондиции, все равно оно почему – то исчезает… а узбекская культура, сколько бы, не пресекалась, все равно процветает и не исчезает… Именно, данный интересный факт нуждается в исследовании, и куда оно уходит корнями? … в чем именно дело? Мне допустим, совершенно не интересно на каком языке эти два телевидения вещали в прошлом, и, вещают сейчас, от этого не станут узбеки менее информированными, или кыргызы более информированными. Как и те (узбеки), в свое время, так и нынешние (кыргызы) занимают эфир, если быть честной, всякой ерундой… То есть, развитие и сохранения какого – либо языка ,культуры не в силах лишь телевидения, эфира, и радио.
    Думаю, не стоит узбекам делать трагедию, оттого что эти два телевидения теперь, стали вещать на кыргызским языке, вашего языка и культуры еще хватит на тысячелетия, гарантирую… Ну, а вот, кыргызский язык, культура это реальная проблема, всем ясно, что наша культура и кыргызский язык на грани исчезновения… Может быть, представителям узбекской национальности быть толерантными к проблемам того государства в которой проживают.
    В конце концов, не надо делать тут, таким как Бектур, который сам еще не ясно, знает ли свой родной язык, и беспокоиться ли он о вообще и кыргызским или узбекским языками… или просто, это его хлеб, писать, писать и не важно о чем, главное писать о чем бы либо что привлечет внимание, популярность … Мало того тут, корчить из себя умника со всеми своими ссылками, которые местами противоречат его же взглядам.

  30. solnyshko, Вы так замысловато выражаете свои мысли, что двух прочтений бывает мало…:) Ну а Конституция и УК не пустые, пафосные слова (по крайней мере, не должны быть такими), Вы это прекрасно понимаете, судя по анонимности… Перечитайте еще раз мои посты про толерантность, родной язык, нации, вдумайтесь…

  31. Дорогие МНОГОУВАЖАЕМЫЕ представители титульной и не титульной нации, хочу КЫРГЫЗСТАН процветал от ВАШИХ рук, а не гнил под такими трагическими рознями как было в июньских событиях.
    Начну с того, что меня прозвал мой отец, так потому-что от видел 20 лет назад, что произошло, и назвал меня El что означает НАРОД и Bir что означает Единство, так будем же жить в единстве и мире представители всех народностей. А насчет языка.
    Мой отец кыргыз, а моя мать узбечка, они любят друг друга до сих пор, и Я вот не понимаю, зачем ВЫ делитесь на белое и черное?
    Правильно говорят, что живя в одном доме, и ненавидя друг друга, так долго не проживут, нужно идти на уступки, надо идти на жертвы.
    Нужно быть толерантным к друг другу, И самое главное УВАЖАТЬ ДРУГ ДРУГА,иначе мы упадем в воду, находясь на одной лодке!

  32. Насчет языка хотел сказать: нужно знать свой, государственный и официальный языки, и все будет хорошо.
    А если не хотите, то говорите на русском, ведь никто не запрещает на нем говорить.

  33. Слушай Бектур Искандер. Ты со своими многострочными текстами и бессмысленными спорами окончательно доказал, что ты не знаешь родной язык. И тебе неловко признать это через блог. Как же жаль. Менден дагы сурап коет эне тил деген эмне деп))))
    Билбесен айтып коеюн: ата-энен суйлогон жана кайсы улутка тектик тиешен бар болуп ошол тилде суйлосон эне тил деп коет. Сендей акмак маккурттардан кудай сактасын.

    Кыргызстанда жашап туруп, эне тилинди билбесен буну манкурттук деп коет. Сендейлерден безип тунулуш керек.
    __________________________________________________
    Жогорудагы “солнышконун” айткандарына кошулуп кетем. Туура айтыптыр, сенин ишин жазууда, ошодон нан таап жеп журосун. Бирок билип кой, ошол жазган макаландан башка бироо моралдык жана психологиялык зыян тартса, ошонун айынан башка бироого зыян келтирсе, сенин жеген нанын арам болот. Ошону билип кой.

  34. “Против узбекского языка в Ош ТВ и Мезон ТВ” (кстати, а почему у Вас такое странное “имя”? Из-за статьи 299 УК? :о) ) а Ваш родной язык какой? В кыргызском Вы допускаете много ошибок – слово “сүйлɵ” пишется вот так, а не через “у” и “о”, как Вы пишете. И перечитайте еще раз мои посты про толерантность, родной язык, нации, вдумайтесь, а то у Вас сплошные эмоции…

  35. Не хотел бы осквернять своим присутствием круг, в котором мирно беседуют о ненадобности языка сартов и методов его истребления. Но, поскольку сам сарт, решил поделиться своим взглядом.

    Комментатор Против узбекского языка в Ош ТВ и Мезон ТВ говорит, что “Если все таки ОшТВ или Мезон ТВ перейдет на освещение на узбекский язык, то я лично соберу парней и подожгу офисы этих компаний! Этого мы гарантируем!”

    И я ему верю. Он и ему подобные доказали это на деле. Правда не учли одного – узбеки от этого меньше узбеками не стали. Наоборот, поняли, что раз с ними так обращается “титульное большинство” (хотя, кто еще “большинство” на нашем юге надо уточнить…), значит “В настроении кыргызов тлела зависть и можно сказать даже ненависть по отношению к узбекам.”

    И как-то странно, что никто и речи не ведет о “Керемет-ТВ”, которое влачит жалкое существование. Почему бы это ТВ не развивать в конкуренцию Ош-ТВ или Мезону? А, почему, собственно, не закрыть вообще эти два ТВ сартских? И не оставить работать те же Ош3000 или студит Умют при ОшГУ? Вот была бы хохма…

    Кстати, “Керемет” по сей день (!) за деньги (!) ретранслирует узбекскую (!) службу “Радио Голос Америки”! Факелы в руки и айда мочить рупор сартов!

  36. Viju tut sobralis umniki i politiki kotoriy neznayet chto proisxodit v Kirgizstane na samom dele…
    Govoryat uzbeki nesmotryat NTRK uzbeki smotryat vse kanali v tom chisle i kirgiziskiy, uzbekskiy i russkiye kanali. yest opredelyonniye lyudi kotoriye ne interesuyetsya politikoy ekonomikoy i t d… I bolshinstvo etih lyudey naseleniya kotoroye projivayut v aulah i v kishlakah. Ya lichno kak uzbek smotrel novosti ELTRa KTRa chto kasayetsya programmi smotrel tolko Miktibeka Arstanbeka po ELTRu programmu napodobe Chto? Gde? Kogda? nazivalsya pomoymu Bilermandar takje uvajayu vedushego etoy peredachi respect yemu zabil kak zovut potomu chto uje poltora goda nahojus za granitse. Po Oshtv takje bili peredachi na kirgizskom i na uzbeksom smotreli vsyo podryad. Eysho tut govorytasya chto uzbeki neznayut kirgizskiy yazik. Vopros a kak je togda kirgizi uzbekimi obshalis stolko let? odin umniy govorit chto uzbek spuskayetsya yakobi iz mahallya kak budto mahallya v gorah i neznayet kak obshatsya.
    Ya nenatsionalist mne plevat chto vi tut govorite vsyaki gadosti. Ya neuvajayu cheloveka kotoroye govorit bez osnavaniye, vidimo komentiruyushiye bolshinstvo severyanini i neznayet naskolko uzbeki znayet kirgizskiy yazik.
    imeyte sovist prejde chem govorit ochyom libo. Ne delayte iz svoih angelov. Znayem kto chem zanimayetsya na samom dele.
    Viju tut i provakotari yest kotoroye hochet jech Keremeta vot i rabota nashlos Snbshnikom oni je dostoinstvo kirgizskoy respubliki pust zanimayutsya provakatorami….
    i nenado menya zadavat voprosi vserovno neotvechu kak govoril vishe mne plevat na vashi mneniy govorite faktami poverim hotya v etoy strane net doveriy nekomu kogda deputat okazivayetsya v horoshih otsheniyah s zekami…

  37. “Viju tut i provakotari yest kotoroye hochet jech Keremeta”

    ака, Сиз мени нотугри тушунибсиз шекилли. Мен факат “киргиз тилида фаолият олиб борувчи Кереметга биров эътибор хам килмайди, чунки факат мевали дарахтга тош отилади”, демокчи эдим.

    Ушлик сарт

  38. Против узбекского языка в Ош ТВ и Мезон ТВ and solnyshka–
    You are a disgrace to the human race.

  39. “Слушай,Ринат,ты со своими монотонными и скучными примерами европы и америки,ИДИКА И ТУДУ ЖИТЬ,если тебе так и нравиться система жизни и укладов общества как у них”
    Солнышка и ПУЯВОМ, милые мои, раз ваши слабые умы не допускают мысль, что в одном государстве могут сушествовать несколько коренных наций… почему бы вам отсюда не уехать?

  40. Странные люди здесь тусуются. Вырезки из УК выкладывают, а на утверждение, что менеджмент вышеуказанных компаний своим действием совершали преступления зафиксированные в этих же статьях, для них это не в счет. Что за двойные стандарты? И еще относительно равных условий для всех. Равоправие граждан должно измеряться не только равными правами вне зависимости от национальности, но и также равными обязанностями для всех. Право разговаривать на любом языке содержится в Конституции, но также в этом же нормативно-правовом акте написано что для всех граждан устанавливается обязанность служить государству. А как мы знаем в армиях КР, очень мизерное количество “определенного” народа. Хотя общая численность данного народа – огромная!

  41. Akyl, да, я считаю, что приговор в отношении руководства телеканалов «Ош-ТВ» и «Мезон-ТВ» несправедлив, т.к. трансляция митинга, даже, допустим, с сепаратистскими призывами, не может считаться преступлением. Еще раз обращаю Ваше внимание на ключево слово – ТРАНСЛЯЦИЯ. Ну а про национальный состав нашей армии: а где это указано, что этнический состав армии должен соответствовать таковому в целом по стране? Ну и дайте точные, подтвержденные цифры с указанием источника информации, чтоб это не было пустословием.

  42. Прочел статью, интересно. Из комментов дошел до: “И последний аргумент. Мы, конечно, можем закрыть узбекские радио и ТВ на территории Кыргызстана. И что вы думаете из-за этого наши узбеки перестанут слушать радио и ТВ на узбекском? Нет не перестанут, они просто начнут больше слушать и смотреть УЗБЕКИСТАНСКИЕ СМИ. Если вы этого добивались, то могу поздравить.” дальше не стал читать. Супер. После того как закрыли узбекские каналы, свою китайскую антенну что показывало местные каналы просто убрал и установил спутниковую где есть узбекские каналы. В интернете нашел пару сайтов которые дают инфо на узбекском. Один перестал добавлять новости.
    Хотите чтобы узбеки говорили на кыргызском? Верните Мезон и ОШТВ, пусть заработает вновь ДДД (Достук, Дружба, Дустлик) откройте еще пару своих каналов на кыргызском. Будет интересно. А после того что было у нас. Я перешел на русский при беседе с кыргызами (делаю исключение для старых знакомых). Хотя я знаю кыргызский язык лучше чем некоторые титулы. Может после, многие как я, вновь начнут говорить на “ГОСУДАРТВЕННОМ” языке!
    Мира нам всем!

    • solnyshko, Вы так замысловато выражаете свои мысли, что двух прочтений бывает мало…:) Ну а Конституция и УК не пустые, пафосные слова (по крайней мере, не должны быть такими), Вы это прекрасно понимаете, судя по анонимности… Перечитайте еще раз мои посты про толерантность, родной язык, нации, вдумайтесь…

Comments are closed.