1 min read

Правозащитники Кыргызстана недовольны формулировкой нового закона о Совете по отбору судей. В нем говорится, что президент и парламент могут отказать кандидату в судьи, “мотивируя” своё решение, но не расписывается, что может входить в мотивы.

Члены комиссии по судебной реформе решили не прописывать в законе о Совете по отбору судей причины отказа кандидатам на должность судей.

Новая редакция закона позволяет президенту и парламенту отказывать кандидатам на должность судей, опираясь на свое собственное решение, но “мотивируя” его.

При этом, в законе не сказано, что именно может служить мотивом для отклонения кандидатуры Совета.

Это вызвало возмущение правозащитников, которые считают, что причинами для отказа теперь может служить любой повод.

Нурбек Токтакунов, глава партнерской группы “Прецедент”, считает, что новая редакция закона усилит политическое влияние на процесс отбора судей и “увеличит коррупцию” в президентской администрации и в парламенте.

«Судье — для того, чтобы пройти отбор — ему важнее договориться с администрацией президента, с парламентом, и он может считать, что он прошел», — сказал Токтакунов.

Правозащитники предлагают считать отказ «мотивированным» только в двух случаях — когда выявлены нарушения процедуры отбора судей, и в случае выявления фактов небезупречной репутации кандидата.

Две причины — мало

Член комиссии по судебной реформе от администрации президента Индира Жолдубаева не согласна с правозащитниками.

По ее мнению, глава государства должен сам решать по какой причине отказывать кандидату, а не ограничиваться теми двумя, которые предлагают правозащитники.

«Поскольку политическая ответственность президента намного выше, чем ответственность Совета по отбору судей, необходимо дать ему возможность возврата этих кандидатур в случае, если он считает, что есть мотив для отклонения», — говорит Жолдубаева.

Айжамал Ажибраимова, член Совета по отбору судей, считает, что увеличения политического влияния на Совет не будет.

Она ссылается на процедуру принятия судей в Верховный суд и Конституционную палату — кандидаты должны получить одобрение Совета, президента и Жогорку Кенеша.

Прошлая редакция закона

Согласно прежней редакции закона, Совет направлял кандидатуры судей президенту. Если его не устраивала кандидатура, то глава государства отправлял ее обратно в Совет.

Совет мог не согласиться с главой государства и повторно отправить ему кандидатуру на должность судьи.

В этом случае президент не мог отказать Совету и обязан был вынести на рассмотрение кандидатуры на должность Верховных судей и членов Конституционной палаты в Жогорку Кенеш.

Кандидатов на должность местных судей глава государства должен был принять в течение 10 дней без права отказа.

Всего в судебной системе работает более 400 судей — из них 35 в Верховном суде и 11 в Конституционной палате, остальные в местных судах первой и второй инстанций.

Уважаемые пользователи, как вы считаете, кто должен утверждать кандидатов на должность судей? Свои ответы вы можете оставить, используя форму ниже.

Авторы: Александра Ли

Редактор: Эльдияр Арыкбаев