Главы кыргызских авиакомпаний считают, что не смогут конкурировать с иностранными перевозчиками после введения режима «Открытое небо» — это может их разорить. Власти говорят, что нововведение повысит качество авиаперевозок в стране.

Кыргызстанские перевозчики боятся, что пассажиры уйдут к иностранным авиакомпаниям на международных рейсах после введения режима “Открытое небо”, который продвигается правительством с середины мая 2012 года.

На закрытой встрече глав авиакомпаний было решено, что перевозчики будут лоббировать отмену введения новой политики в авиаотрасли.

«Открытое небо» предусматривает снижение государственного контроля над международной авиацией — авиакомпании вправе сами устанавливать маршруты полетов, стоимость билетов и объемы перевозок.

Это может привести к снижению стоимости авиаперелетов в Кыргызстан и из него.

Руководство авиакомпаний «Кыргызстан», «Эйр Бишкек», «Авиа Траффик», «Кыргыз Транс Авиа» и «Эйр Манас» считают введение режима «преждевременным» — у «Открытого неба» больше минусов, чем плюсов, считают они.

Среди минусов инициативы главы компаний выделили также сокращение доходов государства — исчезнут государственные налоги связанные с авиаперелетами, компании будут платить только за использование взлетно-посадочной полосы и услуги аэропортов.

Представители авиакомпаний смогли найти один плюс «Открытого неба» — иностранные перевозчики смогут обеспечить большую безопасность пассажирам, чем отечественные авиакомпании.

«Станут работать еще лучше»

Члены правительства считают введение «Открытого неба» выгодным для Кыргызстана. Вице-премьер-министр Джоомарт Оторбаев уверяет, что этот режим поможет улучшить работу местных авиакомпаний.

«Мнение о том, что введение «Открытого неба» приведет к остановке работы национальных перевозчиков — неправильное. Наоборот, в условиях жесткой конкуренции, они начнут работать еще лучше» , — сообщает информационный портал «КГ Информ» со ссылкой на вице-премьера.

Слова Оторбаева подтверждает министр экономики и антимонопольной политики Темир Сариев, который занимается приведением в порядок условий для введения режима.

Информагентство «Тазабек», со ссылкой на Сариева, пишет, что “Открытое небо” приведет к повышению качества авиаперевозок в стране.

«На внутренние авиаперевозки можно выделять дотации, и выдавать им авиакеросин по заниженной цене. Ваши [отечественных авиакомпаний] аргументы против введения данной политики «мягкие и неубедительные». Отказываясь [от политики], мы лоббируем интересы 2-3 авиакомпаний», — заявил Сариев.

Снижение цен на билеты

Режим «Открытого неба» может снизить цены на перелеты, увеличить количество международных рейсов из республики и повысить доходы кыргызстанских аэропортов, считает Центральноазиатский институт свободного рынка (КАФМИ).

В их исследовании говорится, что межправительственные соглашения о регулировании перелетов мешают аэропорту «Манас», который находится в Бишкеке, полностью использоваться свои пропускные способности.

КАФМИ считает, что в аэропорту “Манас” низкий пассажироборот — в 2011 году через него прошло 650 тысяч клиентов. Для сравнения, пассажирооборот алматинского аэропорта составил более трех миллионов пассажиров за тот же период.

Договор по режиму “Открытое небо” впервые был принят в марте 1992 года в Хельсинки. “Открытое небо” дает возможность странам-участникам договора летать на территории друг друга. К настоящему времени режим действует в 34 странах.

Кыргызстан подписал договор в 1993 году, но еще не ратифицировал его.

Авторы: Александра Ли и Улугбек Акишев