Дело Азимжана Аскарова не будет возобновлено по вновь открывшимся обстоятельствам, как того требовали адвокаты правозащитника. Аскаров был приговорён к пожизненному сроку за «разжигание межнациональной розни» и «убийство милиционера» во время этнического конфликта 2010 года. Его защита ранее заявила, что нашла новые свидетельства его невиновности.

Решение Джалал-Абадской областной прокуратуры зачитала корреспонденту «Клоопа» адвокат осужденного правозащитника Евгения Крапивина.

Согласно переданному ей тексту, прокуратура отказалась возобновлять дело, поскольку указанные защитой доводы о невиновности Аскарова «не нашли своего подтверждения».

«В соответствии со статьей 388 уголовно-процессуального кодекса Кыргызстана было возбужденно производство в виду открывшихся обстоятельств. По результатам проверки, указанные доводы не нашли своего подтверждения, в связи с чем возбужденное производство прекращено», — зачитала Крапивина ответ надзорного орагана.

Сама Джалал-Абадская областная прокуратура осталась недоступной для комментариев, попросив журналистов «Клоопа» отправить им письменный запрос.

Крапивина говорит, что теперь ждёт ответа генеральной прокуратуры, и продолжит попытки возобновить дело в случае дальнейших отказов.

Международная критика

Аскаров — этнический узбек из Джалал-Абадской области, занимавшийся борьбой с пытками в правоохранительных органах — был приговорён к пожизненному сроку сначала судами низших инстанций, а затем и Верховным судом Кыргызстана в 2010 году.

Его обвинили в «разжигании межнациональной розни» и убийстве милиционера Мыктыбека Сулайманова во время этнического конфликта между кыргызами и узбеками на юге Кыргызстана в июне 2010-го.

Ряд международных правозащитных организаций, включая «Международную амнистию», подверг критике преследование Аскарова, заявив, что процесс по его делу шёл с существенными нарушениями — вердикт был вынесен на основании показаний милиционеров, а к правозащитнику «применялись пытки».

Нью-йоркский Комитет по защите журналистов заявлял, что у милиции Кыргызстана «было много причин преследовать Аскарова».

«Своими расследованиями фактов коррупции и нарушений прав человека правоохранительными органами на юге Кыргызстана он не раз ставил местных чиновников в затруднительное положение и портил им карьеры», — писал КПЖ в одном из своих отчётов.

Новые свидетельства

В мае 2012 года адвокат Крапивина заявила, что защита смогла нотариально заверить показания около 10 новых свидетелей.

Все они утверждают, что правозащитник не присутствовал на мосту в селе Базар-Коргон, где во время этнического конфликта в июне 2010 года погиб милиционер Сулайманов.

Власти Кыргызстана, в основном, отказываются от комментариев по делу Аскарова.

За возобновление процесса над Аскаровым выступал в том числе спецдокладчик ООН по пыткам Хуан Мендес, который во время своего визита в Кыргызстан весной 2012 года заявил, что надеется на «справедливое» перерасмотрение дела правозащитника.

Редакторы: Зарема Султанбекова и Бектур Искендер

Фото: блоггер marie на “Клоопе”