Президент Алмазбек Атамбаев не изменил своей позиции по отношению к Азимжану Аскарову с декабря 2011 года, когда он отказался комментировать приговор правозащитнику, сославшись на нежелание вмешиваться в судебную ветвь власти.

Отвечая на вопрос корреспондентов «Клоопа» о том, как Атамбаев отреагировал на критику судебного процесса над Аскаровым со стороны верховного комиссара ООН по правам человека, пресс-секретарь главы государства Кадыр Токтогулов заявил, что позиция президента не изменилась с декабря 2011 года.

Тогда на встрече с журналистами Атамбаев отказался комментировать приговор Аскарову, заявив, что он не хочет влиять на суды.

«Что бы я не сказал, скажут, что президент вмешивается в судебные дела. Есть решение районного суда, областного, Верховного суда. Решение судом принято, суды у нас — отдельная ветвь власти. Другое дело — есть ли доверие к судам? В этом направлении будет проводиться судебная реформа», — сказал тогда глава государства.

Прибывшая в Кыргызстан верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллай подвергла критике приговор к пожизненному заключению правозащитнику Азимжану Аскарову.

Она заявила 10 июля, что дело Аскарова «продемонстрировало явные нарушения справедливого судебного разбирательства».

Пиллай встретилась с Атамбаевым до того, как она сделала своё заявление, но администрация президента не разглашает, о чём говорилось на встрече.

Международная критика

Аскаров — этнический узбек из Джалал-Абадской области, занимавшийся борьбой с пытками в правоохранительных органах — был приговорён к пожизненному сроку сначала судами низших инстанций в 2010, а затем и Верховным судом Кыргызстана в 2011 году.

Его обвинили в «разжигании межнациональной розни» и убийстве милиционера Мыктыбека Сулайманова во время этнического конфликта между кыргызами и узбеками на юге Кыргызстана в июне 2010-го.

Ряд международных правозащитных организаций, включая «Международную амнистию», подверг критике преследование Аскарова, заявив, что процесс по его делу шёл с существенными нарушениями — вердикт был вынесен на основании показаний милиционеров, а к правозащитнику «применялись пытки».

Нью-йоркский Комитет по защите журналистов заявлял, что у милиции Кыргызстана «было много причин преследовать Аскарова».

«Своими расследованиями фактов коррупции и нарушений прав человека правоохранительными органами на юге Кыргызстана он не раз ставил местных чиновников в затруднительное положение и портил им карьеры», — писал КПЖ в одном из своих отчётов.

Новые свидетельства

В мае 2012 года адвокат Аскарова Евгения Крапивина заявила, что защита смогла нотариально заверить показания около 10 новых свидетелей.

Все они утверждают, что правозащитник не присутствовал на мосту в селе Базар-Коргон, где во время этнического конфликта в июне 2010 года погиб милиционер Сулайманов.

Защита Аскарова подала ходатайство в Джалал-Абадскую областную прокуратуру о возобновлении процесса над правозащитником по вновь открывшимся обстоятельствам, но получила в начале июле 2012 года отказ.

Автор фото: ELF
Редактор: Бектур Искендер
Авторы: Мусаввар Шукурова, Карина Джолдошева