Гражданка Индии Найна была задержана кара-балтинской милицией после того, как посетила бывший завод по переработке урана и сделала возле него несколько фотографий. В течение трёх с лишним часов милиционеры, а также присоединившийся к ним сотрудник ГКНБ, пытались убедить её, что она шпионка.

Найна учится в США и изучает культуру и историю России и Советского Союза. Оказавшись на стажировке в Кыргызстане, она посетила сначала основные достопримечательности страны — Иссык-Куль, Сон-Куль — а затем узнала о некогда закрытом городе Кара-Балта, в котором раньше в больших объёмах перерабатывали уран.

Ничто не предвещало приключений — Найна сделала несколько снимков неработающего завода, но вскоре оказалась в отделении кара-балтинской милиции, где в течение трёх часов её допрашивали и милиционеры, и сотрудник госкомитета национальной безопасности.

Найна поделилась с журналистами «Клоопа» об опыте задержания кыргызскими правоохранительными органами:

Таксист-наводчик

После того, как мы приехали в город, я спросила водителя маршрутки, где находится этот старый советский завод, так как я уже слышала о нем. Он ответил, что я могу спросить любого водителя, они все знают, где находится этот завод. Я решила, что это довольно популярное место, раз все водители знают.

Я нашла таксиста и спросила, сможет ли он довезти до завода и обратно, потому что я не планировала там задерживаться, просто посмотреть, что там было. Он согласился, довез меня туда, я вышла из машины и сделала пару фотографий.

Села обратно в машину и попросила довезти меня до центра города, так как я видела там парк и хотела немного погулять, прежде чем вернусь в Бишкек. Но водитель начал задавать много вопросов, таких как: «Девушка, вы что, шпионка что ли?», «Почему вы именно сюда хотели приехать в первую очередь в Кара-Балте?», «Почему вы фотографировали завод?»

Я пыталась отвечать — что я студентка и мне интересно было посмотреть завод, который раньше был закрыт. Но он решил, что я шпионка и вместо парка он отвез меня в милицию.

Он позвал двоих милиционеров и сказал им: «Девушка — шпионка, она сделала фотографии завода».

В комнате в участке был стол, стул, справа было окно, можно было видеть двор и на стенах были плакаты.

Они начали обвинять: «Вы шпионка ФСБ!» Я просто смеялась. Я не могла поверить, что все это происходит, я думала, они шутят.

Один из них был очень громкий, очень грубый, ну он говорил все время: «Ты из ФСБ! Ты сделала все эти фотографии, потому что ты хотела сделать там бомбу, что ты тут делаешь?»

Я им пыталась объяснить, что я просто студентка, живу в Бишкеке, и приехала сюда, чтобы просто посмотреть. Они: «Зачем на завод? Зачем не на Иссык-Куль, на Сон-Куль?» Я отвечаю: «Я уже была там!»

Потом они посмотрели фотки на «Айфоне» и сказали, что это очень серьезное дело, и я шпионка.

Они позвонили в ГКНБ.

Выходи за нас замуж

До этого момента они не забирали телефон у меня, я написала подруге. Она ответила: «Ты не переживай, пожалуйста, они, наверное, просто хотят деньги от тебя и просто хотят давить, говоря ГКНБ, ГКНБ. Они скоро спросят про деньги».

Что интересно, в итоге никто ни разу не попросил у меня денег.

Потом другие милиционеры пришли, и начали спрашивать меня: «Ты замужем? Не хочешь за меня выйти замуж?» Я думаю, что это не очень профессионально.

Я понимаю, когда таксисты или гиды так говорят, но, извините, когда милиционер — это уже другое дело. И когда ты там сидишь, и у тебя нет никакого выхода, то это очень неудобно.

Есть такая очень известная Болливудская песня «Джимми, Джимми», все в бывшем Советском Союзе знают эту песню, так вот они говорили: «А! Ты там Джимми искала?»

Знаете, это очень непрофессионально было с их стороны.

Я хотела созвониться со своим боссом в Бишкеке, с посольством хотела созвониться, но они запретили.

Я потом спросила их, что здесь происходит, я уже где-то полтора часа сидела там просто так. Я спросила их, что за процедура у них, что будет, что здесь происходит? Они просто сказали, что позвонили в ГКНБ и все.

«Стратегический объект»

Потом пришел человек с ГКНБ.

Я хотела позвонить в посольство, но мне не разрешили никому звонить, и мой телефон забрали.

Человек из ГКНБ сказал: «Вы ничего не будете скрывать от меня, потому что иначе вам будет очень плохо». Я: «Почему мне от вас надо что-то скрывать? Я ничего плохого не сделала». Он: «Нет, вы были на стратегическом объекте, вы сделали фотографии, а это очень плохо. Почему вы сюда приехали? Это закрытый город!»

Я сказала, что это БЫЛ закрытый город во время Советского Союза. Он говорит: «Нет, это до сих пор стратегический объект, это закрытый город, зачем вам сюда?»

Он начал говорить: «Если бы я приехал в Индию и делал такие фотографии, вам бы понравилось?» Я сказала: «Если что-нибудь в Индии 70 лет было закрыто, а потом открыто, и можно было бы туда ездить, то если бы вы сделали фотки, я бы вас поняла».

Он сказал: «Нет, вы бы не поняли».

Я просто не смогла ничего ему объяснить, он просто не хотел меня слушать.

Он взял мой телефон, начал смотреть фотки. Я просто сидела и ждала, и ничего больше. Он звонил кому-то, я видела через окно, что он ходил во дворике и звонил кому-то.

Я попросила милиционеров: «Дайте мне пожалуйста телефон, я хочу позвонить в посольство». Они: «Нет, нельзя!»

Это было в воскресенье, я понимаю, что был выходной и никто не работал, но у завода не было ни одного охранника, нигде не было написано, что запрещено фотографировать. Ничего не было.

Я была во многих странах, я жила во многих из них, и если там есть какой-либо стратегический объект, то там уже издали видно, что стоят указатели, запрещающие подходить близко к данному объекту, что туда нельзя с фотоаппаратами, нельзя фотографировать.

Если бы я видела что-то наподобие такого в Кара-Балте, то я бы не ездила туда. Вы можете подходить очень близко к заводу, дойти до дверей, и вы можете даже трогать, и вы можете что-то еще делать, и никто вам ничего не скажет. Там НИКОГО нет и НИЧЕГО нет.

А он, сотрудник ГКНБ, сидит и утверждает мне, что там закрытый советский завод. Я просто сидела и удивлялась — Боже мой, Советский Союз распался уже 20 лет назад, и я не могла поверить, что я там сижу, и пытаюсь объяснить, что это уже старый, закрытый, СО-ВЕТ-СКИЙ завод, и что он уже давно не работает.

Я им объясняла: «Вы знаете Нижний Новгород? Он тоже был закрытым городом, я тоже там была, сделала много фоток, но никто ничего не говорил, потому что уже не Советский Союз, и он больше не считается закрытым городом».

Долгожданное спасение

Потом, слава Богу, моя подруга созвонилась с моим боссом, он успел позвонить в наше посольство, и они потом позвонили туда (в отделение милиции — примечание редактора). Я смогла поговорить с консулом.

Моя ошибка была в том, что у меня паспорта не было с собой. Я не собиралась за город, поэтому и не взяла паспорт с собой. Моя поездка была спонтанной, мы сидели в кафе, и я решила поехать, я даже не думала об этом, я забыла об этом. Может быть, если бы у меня были документы с собой, то МОЖЕТ БЫТЬ это все было бы чуть-чуть по-другому.

Я консулу сказала, что у меня нет паспорта с собой, но все-все номера я уже дала ему. Они спрашивали о моем месте жительства, о месте работы и так далее. Я им дала все данные, номер паспорта, все то, что у меня было.

Потом милиционеры начали говорить: «Девушка, нельзя так долго говорить! Это наш единственный рабочий телефон. Вы его занимаете уже очень много времени».

Потом этот человек из ГКНБ сказал: «Мы проверили ваши документы в Бишкеке, все в порядке, мы сейчас знаем, что вы не шпионка». Я сказала: «Да ладно?! Вы освободите меня, раз вы уже знаете?»

Он сказал: «Нет, мы не можем».

Обычный допрос

Человек из ГКНБ сказал: «Вы понимаете, что мы имеем право держать вас в течение трёх часов?»

Я видела, что уже 20:35, а меня привезли в 17.30, и я сказала: «Уже на пять минут больше, чем три часа. Вы не могли мне сказать об этом, когда только привезли меня сюда, что задержите меня на три часа?»

Было темно, мне ничего не объясняли, не говорили о процедуре, лишь предлагали выйти замуж за них и потом смеялись надо мной.

Человек из ГКНБ сказал: «Удалите все фотографии, пожалуйста». Я удалила все фотографии, не только фотки завода, но даже обычные фотки города: парки, памятники, все-все-все удалила. Он сказал потом: «Вы знаете, здесь были стратегические объекты, мы не виноваты, это было ваше решение, не надо было сюда приезжать».

Потом он начал объяснять, что они не виноваты, и что это был просто обычный допрос.

Я сказала: «Ну ладно, освободите меня, пожалуйста», и взяла свои вещи. Он потом в конце сказал: «Тебе нельзя больше возвращаться в Кара-Балту».

Я понимаю, что если кто-то привезет вам «шпиона» — это серьезное дело.

Я не думаю, что они виноваты, но просто было бы лучше, если бы они в начале объяснили бы процедуру, разрешили бы мне позвонить в посольство, не шутили бы о Болливуде, и не предлагали бы мне выйти замуж.

Имя главной героини было изменено.

Рассказ Найны записали Бектур Искендер и Мусаввар Шукурова.

6 КОММЕНТАРИИ

  1. Ддааа ужжж! Сразу видно что все госчиновники Киргизии гнусные свиньи и злобные мизантропы — человеконенавистники! И ежедневно надругаются надо всеми встречными и поперечными! Люди мира — не ездите никогда в эту долбаную Среднюю Азию! Пусть они там и дальше гниют в своём средневековье!

  2. Сразу видно, что руководители Гкнб и ГП сай не читают, иначе б дали ответ. Хотя скорей озабочены сохранением своих мест, нежели своей работой.

  3. Случайно забрел сюда и увидел эту детскую статью. Почему детская? Потому что логика изложения как у школьниц. Но не об этом сейчас.

    «Таксист наводчик»- заголовок конечно с громким названием и интригующий. Но суть его совсем иной. Бдительного гражданина, отвезшего подозрительную иностранку в милицию, которая интересовалась старым УРАНовым заводом с фотоаппаратом в руке, да еще и с английским акцентом,вы расцениваете как такового наводчика? Уж не совсем вы патриотичны товарищи «клопы». Будь это например в Иране или например Северной Корее, или даже в простом Пакистане, ладно даже в Австралии или Америке, то такое «детское» действие не осталось бы незамеченным. В Иране ее сразу посадили бы и предъявили бы обвинение в шпионаже в пользу США или Израиля, в Северной Корее расстреляли бы без суда и следствия, в Пакистане сразу бы спецслужбы проследили бы хорошенько и «мило дали бы» пеньки до самой Индии, ну а в США ею уж точно занялся бы ФБР.
    Милиция действовала в рамках своих полномочий. А шутки они и в Африке шутки. Ну девушка симпотичная, одна, что следовательно заслужила теплого внимания наших молодых оперативников.
    Я удивлен и поражен бдительностью обычного таксиста, пожал бы ему руки за его усидчивость. А опера и чекисты молодцы.
    А зачем студентке фотографировать именно УРАНовый завод а? Сфотай природу, машины, парки, людей, еду, базар. Нет, надо именно УРАНовый завод сфотографировать. Видать она даже сама не знала на что идет. Чувствуется, что она не совсем понимала, в чем ее попросили помочь…
    Советую этой молодой индианке посещать места более полезнее для здоровья места и по меньше напрягать своего куратора, ой нет, босса… Ну вы поняли о чем я, пусть она лучше поедет к себе в штаты, так для нее же будет хорошо

  4. О, как долго я ждал такой реакции. ;) А почему вы в пример даёте страны с идиотскими режимами? Кыргызстану только на такое можно равняться?

комментарии закрыты.