В одно недавнее утро в 12-м микрорайоне Бишкека – квартале многоквартирных домов советской застройки, знавшем лучшие времена, – в небольшом салоне красоты толпились молодые люди со стильными прическами и изящные девушки в коротеньких шортах.
Может показаться, что здесь совсем не место показу «от-кутюр», но этих моделей готовили и снимали как раз для первого в Кыргызстане телевизионного реалити-шоу, посвященного именно высокой моде.
Создатели программы под названием «ProFashion» полагают, что Кыргызстан с его процветающей текстильной промышленностью и проходящей два раза в год столичной «Неделей моды» готов для телевизионного состязания из мира моды, которое покажет новое лицо кыргызского моделирования одежды, а не этнокостюм, ориентированный на туристов, и не прагматичную одежду, экспортируемую в соседние Казахстан и Россию.
Взмахнув планшетом, Джамиля Кулова (одна из продюсеров шоу), подводит моделей к закройщику с сантиметром. Вместе с несколькими коллегами они отобрали из 30 претендентов семь никому неизвестных молодых дизайнеров одежды. К каждому был прикреплен стилист, портной и наставник.
В отличие от американского аналога программы под названием «Project Runway», проект «ProFashion» не предусматривает постепенного выбывания участников из соревнования. 30-минутные серии шоу выходя в эфир три раза в неделю с конца июля. Показ завершится 9 сентября церемонией награждения, во время которой жюри объявит победителей, рассказывает Джамиля Кулова.

В число судей входят местные артисты и такие успешные кыргызские модельеры, как Дильбар Ашимбаева. Победившая команда будет награждена поездкой в Париж, где побывает в различных салонах мод, а также денежным призом в размере 100 тысяч сомов (около 2 100 долларов).
Цель шоу состоит в том, чтобы открыть новые имена среди молодых модельеров, а также научить их вести дело на устойчивой основе, говорит продюсер Макс – Мамасадык Багышов.
«В стране много талантов в местной текстильной промышленности, но нет рынка, – говорит он. – Проблема с кыргызскими модельерами состоит в том, что они считают себя художниками, а не предпринимателями. Мы же хотим, чтобы они отнеслись к моделированию одежды как к бизнесу, а к моде – как к индустрии. Модельеры не знают, как продвигать себя на рынке».
В переулке возле салона 25-летний модельер Юлдуза Тойгонбаева внимательно слушает своего наставника – телефон в одной руке, бумажный стаканчик с кофе в другой, во рту сигарета с фильтром «Кэмел» – который советует ей, что одеть на предстоящий финал. Между съемками Юлдуза Тойгонбаева, мать-одиночка из города Нарын на севере страны, мечется между бишкекскими магазинами модной одежды, пытаясь продать свои умения.

Она надеется, что шоу окажет ей содействие на этом рынке с высокой, по ее словам, конкуренцией, где правила устанавливает массовое производство. «Индустрия моды в Кыргызстане развивается в довольно медленно, но этот проект во многом помогает» делу, повышая информированность общества, говорит она.
Наставник ее команды, Сумсарбек Мамыралиев, как и другие консультанты, имеет представление об управлении и маркетинге, но не о дизайне одежды. Это был один из критериев отбора. Сумсарбек Мамыралиев – миниатюрный человек в очках 30 с лишним лет с прямыми, иссиня-черными волосами, на самом деле заинтересовался модой, когда изучал менеджмент в Великобритании.
«Моя мать присылала мне колпаки [высокий войлочный мужской головной убор] и шарфы, и я понял, что людям действительно нравятся эти кыргызские вещи, совершенно неизвестные на Западе», – говорит он. Сегодня он руководит небольшой дизайн-студией и экспортирует в Европу потрясающие шелковые и войлочные шарфы.
Хотя модели, фигурирующие на шоу, вдохновляют произведения модельеров высокой моды, программа тем не менее, по словам Сумсарбека Мамыралиева, адресована самому широкому зрителю, ведь ориентированный на покупателей с низким доходом сектор отрасли так знаком многим жителям Кыргызстана.
По данным официальной статистики, объем производства текстильной промышленности и одежды выросл в 2011 году по сравнению с предшествующим годом почти на 50 процентов, достигнув почти 7,3 млрд сомов (155 млн долларов), что составляет почти 2,7 процента ВВП.

Причем фактически эти показатели могут быть намного выше: считается, что значительное число занятых в этой отрасли людей работает в ней на неофициальной основе. По состоянию на начало этого года количество работающих в данном секторе, по оценкам профильных организаций, составило 150 тысяч – 300 тысяч человек, от трети до половины которых трудятся в «теневой экономике».
По словам Сумсарбека Мамыралиева, телевизионное шоу «выводит эту промышленность из тени», правда, не в понимании налоговых инспекторов: просто он полагает, что программа мотивирует жителей Кыргызстана носить одежду кыргызских модельеров.
«Это парадокс, потому что в Сибири одежду нашего пошива носит множество людей, а мы собственную продукцию не носим», – говорит он, имея в виду экспорт готовой одежды в Россию и другие страны.
И Сумсарбек Мамыралиев, и продюсер Кулова сетуют, что одежда кыргызских модельеров зачастую ограничивается товарами, которые продаются в магазинах для туристов: это народные костюмы, тапочки, войлочные головные уборы. Сначала они волновались, что участники программы «ProFashion» станут попросту копировать подобного рода «традиционную кыргызскую» эстетику.

«Так называемый этнодизайн – это настоящая проблема, – говорит Джамиля Кулова. – Я особо подчеркивала дизайнерам, что кыргызский дизайн не ограничивается «этническим стилем». Мы показали им множество примеров со всего мира и сказали: «Если вы сделаете что-то в этническом стиле, не делайте это в виде национального костюма». Что в этом удивительного?»
К концу августа Джамиля Кулова немного расслабилась и сказала, что ее приводит в восхищение разнообразие моделей одежды.
Создатели шоу надеются, что первый полуторамесячный показ даст толчок к новому финансированию, однако в условиях сложной экономической ситуации Кыргызстана деньги действительно являются проблемой. Продюсеры получили 6 тысяч долларов на пилотные серии проекта от компании «Кока-кола» и одного бишкекского бутика.

«Аэрофлот» предоставил билеты в Париж, а местное туристическое агентство оплатило пребывание в отеле. Но бюджет превысил 15 тысяч долларов, недостающие суммы покрываются из собственного кармана, а большинство работ выполняется на добровольной основе: по словам моделей, за все производство они получают 20 долларов – сюда входит несколько фотосессий и финал – но все равно игра стоит свеч хотя бы из-за рекламы.
На другом от студии конце города 28-летняя Юлдуз Ашим рассматривает на Ошском базаре яркие ткани из Китая, а долговязый оператор следит за каждым ее движением. Жительница Бишкека Юлдуз Ашим шьет с раннего детства, этому искусству ее научила мать.
«Она шьет сама, и мне шитье передалось с молоком матери, – говорит девушка, а продавщицы, которые явно не видели шоу, во все глаза наблюдают за этой сценой. – Моя первая цель – победить. Вторая – научиться таким вещам, как маркетинг, и вообще поднабраться опыта».

Оригинал статьи взят с сайта eurasianet.org
Автор: Дэвид Триллинг