Огласка видеозаписей, где запечатлены избиения и изнасилования заключенных, ввергли Грузию в состояние, близкое к хаосу. Многие западные СМИ также в смятении, ведь в свое время они «купились» на проамериканский имидж демократа Саакашвили. Теперь президент Грузии наносит ответный удар: обвиняет конкурента Бидзину Иванишвили в том, что видеоролик был снят по его заказу.

Грузия и без того охвачена ожесточенной предвыборной борьбой, теперь же граждане, возмущенные видеозаписями, где запечатлены избиения и изнасилования заключенных, проводят массовые антиправительственные митинги, пишет обозреватель Forbes Марк Адоманис.

Как реагирует Саакашвили? Адоманис описывает его шаги как «увиливание от ответственности, сваливание всей вины на кучку чиновников и обвинения, будто скандал сфабрикован некими неназванными «иностранными агентами».

По мнению автора, склонность к авторитаризму была заметна у Саакашвили с самого начала. Но многие западные СМИ теперь не знают, что и подумать: ведь в свое время они «купились» на имидж Саакашвили как бескомпромиссного, решительно-проамериканского реформатора, демократа и либерала.

Саакашвили чрезвычайно популярен у американской прессы, особенно консервативной, в основном из-за того, что Грузия проводит резко антироссийскую внешнюю политику, говорится в статье. Представление, что Грузия — друг Америки, воюющий с общим «врагом» — Россией, заставляет все политизировать и считать любого критика Саакашвили пособником Путина и русских.

«Надеюсь, — пишет Адоманис, — скандал с изнасилованиями в тюрьме доказал, что мы должны крайне остерегаться чрезмерной привязанности к иностранным правительствам, особенно в странах с долгой историей фальсификаций, коррупции и злоупотреблений».

Вознося Саакашвили на пьедестал, американцы стали «как минимум частичными соучастниками ошибок его правительства».

Уже больше недели кадры издевательств над заключенными циркулируют в эфире грузинского телевидения и в интернете, пишет The Financial Times. Они сотрясли политический ландшафт всего за несколько дней до парламентских выборов 1 октября.

Тысячи людей несколько раз за последнюю неделю выходили на улицы, правительство Саакашвили перешло в кризисный режим работы, подал в отставку министр внутренних дел и трое высокопоставленных тюремных чиновников, сообщает издание. Как показывают опросы, правящая партия, хотя и побеждает, но заняла оборонительную позицию.

Видеокадры затронули за живое — причем не только сами сцены насилия, но и то, что они могут потенциально сказать о режиме Саакашвили, пишет журналистка. Даже критики Саакашвили признают, что Саакашвили и его сторонники порой готовы применять жесткие меры, иногда игнорируя права человека и свободы.

«Я присоединился [к президенту], потому что все в него верили. Все считали, что он несет перемены, — сказал Ираклий Аласания, бывший посол Грузии при ООН, ныне перешедший на сторону оппозиции. С 2003 года ситуация ухудшилась, говорит Аласания. — Вы [Запад] должны открыть глаза, чтобы получить более объективное представление об этой стране и о том, что в ней творится».

Президент Грузии наносит ответный удар, пишет корреспондент Die Welt Юлия Смирнова: он обвиняет своего конкурента Бидзину Иванишвили в том, что видеоролик был снят по его заказу, чтобы настроить народ против президента. Это якобы доказывается видеосъемками со скрытых камер, которые МИД Грузии распространил вечером в понедельник.

Автор передает, что в одном из видеороликов некий человек предлагает полицейскому около 25 тыс. евро, чтобы он снял избиение задержанного в полицейском участке, и обещает предоставить для съемок молодого «активиста», если подобных случаев нет.

В других видеороликах тот же человек предлагает взятки за съемки жестокого обращения с солдатами или за признания судьи в том, что он под давлением властей вынес неправосудное решение. МИД сообщает, что полицейский и трое предполагаемых «заказчиков» задержаны, 25 тыс. евро конфискованы, ведется расследование, пишет Смирнова.

Бидзина Иванишвили назвал видеосъемки ложью и заявил, что оппозиция ни разу не думала о взятках. «Грузинская мечта» ранее предупреждала о возможности появления видеокомпроматов на Иванишвили, отмечает Смирнова.

«Владимир Бедукадзе, тюремный охранник, снявший на видео изнасилования заключенных, бежал в Брюссель и попросил политического убежища. По его словам, он не получал денег за обнародование съемок, а выразил свой личный протест против жестокости», — говорится в статье.

На выборах в парламент Грузии 1 октября формально будут голосовать не за Михаила Саакашвили, а за его партию «Единое национальное движение», пишет Der Spiegel.

Однако «кавказская республика управляется как семейное предприятие, поэтому «Миша», когда только возможно, выступает в первых рядах, если где-то что-то празднуют или о чем-то объявляют».

По словам автора, Саакашвили в предвыборной агитации «заклинает свой четырехмиллионный народ, призывая к сплоченности»: он говорит, что и в выборный год каждый должен в первую очередь оставаться патриотом Грузии и только после этого — христианским демократом или социал-демократом, приверженцем национальной идеи или «мечтателем».

Прозвищем «мечтатели» президент наградил «выскочек из шестипартийного союза «Грузинская мечта», объявивших ему бой. «Поток денег из кошелька Иванишвили окрыляет оппозицию и приманивает избирателей. Власти это заставляет понервничать, хотя они по-прежнему опережают его в рейтингах», — говорится в статье.

Для руководства страны победа на этих выборах крайне важна: в октябре 2013 года, к концу второго и последнего президентского срока Саакашвили, в конституцию Грузии будут внесены изменения, усиливающие власть премьер-министра, и, если Саакашвили вопреки его заверениям захочет все же продолжать править с поста премьера, то ему понадобится парламентское большинство.

Саакашвили утверждает, что его конкурент, разбогатевший в России, — ставленник Путина, пишет автор статьи Вальтер Майр. То, что в ответ самого Саакашвили, обучавшегося в США, клеймят как марионетку Вашингтона, в первую очередь показывает, как глубок разрыв между Россией и Грузией с момента пятидневной войны 2008 года и как много поставлено на кон.

Автор отмечает, что демонстрации против коррупции в высших эшелонах власти и предполагаемых заговоров режима с целью убийства происходят с 2007 года, а в прошлый вторник на улицы в знак протеста против изнасилований и издевательств над заключенными вышли тысячи людей.

По свидетельству корреспондента, Саакашвили сейчас отказывается давать интервью — якобы для того, чтобы не комментировать предположения о переходе на пост премьера. Но он охотно говорит с избирателями о России. «Проигранная пятидневная война в августе 2008 года остается для него тяжелой травмой», — говорится в статье.

По словам Эдуарда Шеварднадзе, считающегося наставником Саакашвили, президент «был и остается хитрым парнем», однако «в политике он превратился в дилетанта» и ведет Грузию к диктатуре.

Президент предпочитает полагаться на суждения молодых, например советника Рафаэля Глюксмана, сына французского философа Андре Глюксмана и мужа заместительницы министра внутренних дел Грузии, говорится в статье.

В заключение автор рекомендует Саакашвили, который в интервью сравнивает себя то с Ататюрком, то с де Голлем, стать чуть скромнее и не отрываться от земли — поскольку неподалеку от Тбилиси кончается территория, подконтрольная Грузии, и начинается Южная Осетия, «милостью России ставшая сепаратистской республикой». Майр предостерегает, что эта рана в любой момент может открыться.

Оригинал статьи опубликован на сайте «Инопрессы»
Фото: European Parliament