Мужчины в узбекской тюбетейке (слева) и кыргызском калпаке (справа). Ош, 2011 год. Фото: Бектур Искендер

Мужчины в узбекском и кыргызском головных уборах на улицах Оша
Редакция Kloop.kg дословно публикует мнение пользователя “Фэйсбука” Эркина Джаманбаева о нациях, этносе и национализме.

“Разложим по полочкам.

Национали́зм — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства.

Но что такое “нация”? Нации – искусственные образования, целенаправленно сконструированные, созданные интеллектуальными элитами (учеными, писателями, политиками, идеологами) на основе национального проекта.

Если этносы существовали на протяжении всей мировой истории, то нации формируются только в период Нового и даже Новейшего времени.

Таким образом, национализм сконструирован на условном и эфемерном проекте под названием “нация”.

Что же касается этноса, то есть группы людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. В подавляющем большинстве своем, этнос – это искусственное образование, результат целенаправленной деятельности самих людей (язык, культура, обучение, ремесла, одежда и пр.). И никак не генотипо-обусловленное явление.

Этничность может быть плавающей, ситуационной, символической. Она не обязательно связана с языковой принадлежностью.

Иногда она опирается на религию (кряшены), хозяйственную систему (коряки-чавчувены и коряки-нымыланы), расу (афроамериканцы), историческую традицию (шотландцы).

Люди могут менять свою этническую принадлежность, как это происходило в XIX веке на Балканах, где, переходя от сельской жизни к торговле, человек превращался из болгарина в грека.

Человек может принадлежать или причислять себя одновременно к нескольким этническим общностям, одна из которых полностью включает в себя другую. Например, русский может считать себя казаком и одновременно славянином, но генетически быть преимущественно таджиком.

Далее, кыргызы делятся на племена (правое, левое и ичкилик), а племя является прежде всего политическим союзом. Что сразу ставит под сомнение биологическое обоснование делений на племена.

А соответственно, о чем толкуют местные националисты?”

Оставьте своё мнение по поводу этой записи, используя форму для комментариев.


4 КОММЕНТАРИИ

  1. Классное мнение!!!
    “… этнос — это искусственное образование, результат целенаправленной деятельности самих людей… И никак не генотипо-обусловленное явление.” Вот так то.

  2. “…Этничность может быть плавающей, ситуационной, символической. Она не обязательно связана с языковой принадлежностью.”

  3. А разве наши (кыргызские) племена не подразумевают то, что их члены имеют общие, как раз таки биологические корни! А там уже и политические союзы, ведомые родственными и родовыми связями! И вообще, что за тупизм такой, любить свой этнос, свою нацию или национальность – не должно означать “быть нетерпимым к другим этносам, нациям или национальностям”! Пора бы уже перейти от отрицания и гнобения национализма, к его оздоровлению и вправливанию в правильное русло!

  4. ai, кыргызские племена как раз ничего такого не подразумевают. В кыргызских племенах как раз старались детей выдавать замуж/женить на представителях других племен, чтобы избежать родственных браков, поэтому представьте себе теперь, как всё перемешалось.

    Национализм для него – это, в первую очередь, этноцентризм, признание превосходства своего этноса над другими. Если вы иного мнения – скажите.

Comments are closed.