Сергей Лавров и Джозеф Байден на Мюнхенской конференции
Спокойно и дипломатично прошла в Мюнхене 49-я конференция по безопасности. Исключением стало обсуждение ситуации вокруг Ирана и Сирии. Отношения России с Западом не оказались в центре внимания.

Оригинал: Немецкая волна (DW)

Если организаторы Мюнхенской конференции исходили из принципа «самое интересное — под занавес», им это удалось. Дискуссия о ядерной программе Ирана и гражданской войне в Сирии в воскресенье, 3 февраля, была одной из самых острых. Министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи на повышенных тонах отвергал обвинения Запада в том, что его страна втайне готовит ядерную бомбу.

«Где доказательства? — возмущался Салехи, поднимая руки к стеклянному потолку в Королевском зале гостиницы Bayerischer Hof. — Покажите мне доклад на бумаге, и я — на вашей стороне».

Глава комитета по внешней политике в германском бундестаге Рупрехт Поленц настаивал на том, что не международное сообщество должно доказывать тайные умыслы Тегерана, а Иран свои мирные намерения. Поленц также жестко критиковал антиизраильскую риторику Тегерана: «Это недопустимо».

Без сенсаций

По накалу страстей обсуждение иранской проблематики стало самым ярким событием Мюнхенской конференции. В целом трехдневный форум, на который собрались сотни военных и экспертов по безопасности со всего мира, прошел по-деловому и без сенсаций.

Главный гость конференции, вице-президент США Джо Байден заверил, что Вашингтон по-прежнему считает Европу своим главным партнером, хотя и обращает все большее внимание на Тихоокеанский регион.

Некоторые обозреватели в кулуарах отметили, что спокойная атмосфера, в которой прошла Мюнхенская конференция, — это «затишье перед бурей». Многие говорили о грядущей смене власти в Сирии с непредвиденными последствиями для региона.

Российский министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что желание сместить сирийского президента мешает мирному решению конфликта. Кроме того, на горизонте все сильнее встает тема Ирана.

Вице-президент США Байден намекнул на возможное применение силы против страны, которая, по мнению Белого дома, стремится к получению ядерного оружия: «Окно возможности (мирного решения конфликта — Ред.) не будет открыто вечно», — заявил он.

Россия не на переднем плане

Россия на этот раз не была в центре внимания. В обширном интервью газете Süddeutsche Zeitung в день открытия конференции вице-президент США Байден не упомянул Россию ни разу. Ни одна из дискуссий не была отдельно посвящена отношениям Москвы с НАТО и ее роли в системе мировой безопасности.

Глава международного комитета Госдумы Алексей Пушков не видит в этом ничего необычного.

«В евроатлантическом сообществе есть понимание, что Россия является важным партнером», — сказал Пушков DW. Он напомнил, что министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле трижды сказал о желании Запада действовать вместе с Россией.

«Тройное повторение российской темы устами хозяина конференции о многом говорит», — считает Пушков.

Не спешит с выводами о роли России и немецкий коллега Пушкова — Поленц. «Старых разделительных линий, которые привели к созданию Мюнхенской конференцию по безопасности, больше нет», — сказал Поленц в беседе с DW. Немецкий политик считает, что Россия — «важный актер».

В то же время, Поленц признал, что «конструктивное сотрудничество не всегда получается, например, в вопросе Сирии».

Тема ПРО — в кулуарах

Выступая на конференции в Мюнхене, Джо Байден сказал, что Вашингтон и Москва успешно провели «перезагрузку» отношений, упомянув совместное голосование за санкции против Ирана в Совете Безопасности ООН, договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) и вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

В то же время, отметил Байден, разногласия с Россией остаются. Недавно переизбранный на второй срок вице-президент упомянул систему противоракетной обороны в Европе. О том, как спор может быть решен, Байден не сказал.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров повторил российскую позицию о том, что Москва стремится получить гарантии того, что ПРО НАТО в Европе не будет направлена против России.

Тон выступления Лаврова не был жестким. Не был настроен на конфронтацию и замминистра обороны России Анатолий Антонов, который заявил о планах провести в мае в Москве международную конференцию по ПРО.

Вопрос ПРО обсуждался в кулуарах Мюнхенской конференции, рассказал DW депутат Госдумы Пушков. Он не распространился о содержании бесед, но отметил, что, по его впечатлению, НАТО и США решают, насколько гибкой может быть их позиция.

Бывший советник министра обороны США Ричард Пёрл сказал DW, что Вашингтон будет создавать систему ПРО в Европе не зависимо от позиции России.

Сланцевый газ: Россия проиграет, Украина выиграет?

Наиболее часто слово «Россия» звучало в Мюнхене во время дискуссии о добыче сланцевых газа и нефти. По некоторым оценкам, США уже в ближайшие годы могут обогнать Россию по объемам добычи этих ресурсов.

Некоторые обозреватели считают, что Россия больше всего проиграет от этой «газовой революции», поскольку предложение на газ на мировом рынке увеличится, а значит — цены упадут.

«Сланцевый газ из США оказал важное влияние на мировые рынки, потому что мы не импортировали газ и это привело к увеличению конкуренции», — сказал DW Карлос Паскуаль, курирующий вопросы энергетики в Госдепартаменте США. Он отметил, что на фоне этого «энергокомпании смогли заключить более выгодные контракты с «Газпромом».

В то же время американский дипломат отметил, что Россия обладает крупнейшими запасами газа в мире. Паскуаль считает, что в перспективе Москва выиграет от изменений на газовом рынке, развивая свои возможности экспорта.

Говоря о «сланцевой революции» в мире, Паскуаль и некоторые другие участники конференции в Мюнхене упоминали Украину, подписавшую недавно с компанией Shell соглашение о добыче сланцевого газа.

Еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер предположил даже, что Украина может стать экспортером газа в Европу.

Фото: Getty Images, публикуется по принципу добросовестного использования