Коляда

Юлии Коляда было всего два года, когда её отца взяли в плен во время Второй мировой войны и затем объявили «предателем».

Коляда рассказала в интервью Kloop.kg о том, каково это голодать во время войны и носить клеймо дочери «предателя» Советского союза:

Рассказ Коляда Kloop.kg приводит с её слов:

«Мой отец ушел на фронт в 1941 году. Мне было два годика, когда папа пропал без вести во время войны. Он был разведчиком.

Мы долго переживали, не знали, где он находится. Оказалось, что во время войны он попал раненный в плен и находился в Германии 2,5 года. В лагере отец числился под номером 151604/IV-B.

После войны, в 1945 году, он вернулся. После этого наша жизнь вошла в нормальное русло, потому что во время войны я находилась в ясельках в городе Фрунзе.

Голодное детство в яслях

В яслях были очень плохие условия — нас недокармливали. Очень много деток маленьких умирало.

Было очень трудно.

Родственники, когда приехали, привезли два кусочка хлеба с тоненьким слоем сливочного масла. Я не знала, что это за вкус, не понимала, что это такое, откусила, попробовала и спрятала два кусочка в шкафчик.

Потом нас выгнали на прогулку.

Когда я вернулась, то этого хлеба не оказалось, я очень сильно плакала. Я потом только поняла, что это был за дар божий — хлебушек с маслицем, которых мы здесь во время войны не видели.

Во время войны в ясельках мы находились по месяцу, потому что родители наши работали, ведь все были заняты.

Нас отпускали к родителям только на один выходной, и в этот выходной, когда родители нас забирали, мы были истощенными и худыми, потому что у воспитателей, наверное, конечно было какое-то воровство.

Нас выгоняли на улицу на прогулку и заставляли питаться огрызками, которые оставались после груш и яблок. Заставляли это подбирать и кушать. Вот на этом, можно сказать, мы малыши и выжили.

Конечно, очень много умирало деток, и родители приходили и забирали даже гробики с детьми, вот такое было.

Моя мама всегда работала, по месяцам ее не было дома, то они БЧК (Большой Чуйский канал) копали, то они на подсобных хозяйствах под горами были, то на полях сеяли зерна, поливали там, сажали растения, убирали урожай. А мы, детки маленькие, в это время в ясельках находились.

Возвращение отца

Когда папа вернулся, меня с того света вытащили каплями рыбьего жира и меда, желудочек почти не работал. После его приезда, конечно жизнь наладилась, но дело все в том, что, по словам Сталина, военнопленных у нас не было, а были у нас предатели.

Очень много ограничивали военнопленных в послевоенное время. Им не давали ни квартир, ни путевок на отдых. Нас не допускали в магазины для участников войны, не давали проводить телефон.

Папа очень сильно страдал и переживал от того, что он был в плену. У него душа была изранена. Из-за ограничений пришлось поехать на рудник «Кыргызско-горный обогатительный комбинат» за Орловкой и работать там чернорабочим, добывать уран.

Мы там прожили очень много лет. Там я закончила 10 классов. На руднике тоже было очень трудно жить. Когда я закончила школу, я приехала в Бишкек, точнее в город Фрунзе, поступила в Педагогический институт и закончила его.

Было, конечно, сложно. Родители не могли ничем мне помочь, я сама выживала, как могла. Спасибо Богу, что он дал мне талант, что я могу до сих пор работать в школе, заниматься детками, любимым творчеством. Хотя мне уже 73 года, я все еще работаю, по необходимости.

Легче стало только после смерти Сталина в 1953 году, когда папе стали давать грамоты и присваивали медали на каждое 9 мая».

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Moi otec ushel dobrovoltcem v 14 let, toje popal v. plen, toje tak je perejival posle voiny. Moei mame vruchili orden vmesto otca, potomu shto otec ne dojil do etogo vremeni. Vash papa Geroy!!! Kak i Moi!!! Horosho shto hot vash papa dojil do poslestalinskogo vremeni i poluchil orden sam!!!

комментарии закрыты.