Много раз обсуждавшаяся в стенах парламента идея об отказе от служебных машин нашла свое выражение в поправках к законопроекту «О статусе депутата». Сами парламентарии неоднозначно относятся к этой идее.
Автором законопроекта стал Омурбек Текебаев — его фракция «Ата Мекен», лидером которой он является, не раз предлагала депутатам отказаться от служебных авто, объясняя такой шаг сокращением расходов на народных избранников.
«На транспортные расходы уходит 164 млн сомов, в случае принятия законопроекта будет сэкономлено около 130 млн сомов», — считает Текебаев.
Согласно законопроекту, депутаты парламента не должны быть обеспечены служебным автомобилем, за исключением руководства Жогорку Кенеша.
Действие законопроекта начнется с момента работы следующего созыва парламента.
«Ата Мекен» вынашивал идею об отказе депутатов от служебных машин с начала 2012 года — тогда на заседании фракции предложили заменить машины автобусами. Но эта идея пока не нашла своего воплощения.
Kloop.kg опросил нескольких парламентариев о том, согласны ли они отказаться от служебных машин. Мнения депутатов разделились по этому вопросу — одни поддерживают идею Текебаева, другие говорят, что машина — это необходимость.
Алмазбек Баатырбеков, фракция «Республика»:
«Если этот законопроект поддержит парламент, то почему бы и нет, я с ним соглашусь. А то, что некоторые депутаты против, говорит о том, что у каждого есть мнение. У депутатов есть свои личные машины, которые можно использовать в служебных целях. Но, в то же время, если этот вопрос будет так решен, то должны быть дежурные машины, которые можно будет использовать в этих целях»
Ирина Карамушкина, фракция СДПК:
«На зарплату депутата я не могу приобрести машину, даже дом отремонтировать. Невозможно купить такие дорогостоящие машины, которые есть у Текебаева в личном арсенале. Пусть он не сравнивает свое финансирование с другими. Он имеет в своем пользовании и кафе, и может быть он открыл другую предпринимательскую деятельность. Не все депутаты имеют такую возможность, чтобы приобрести себе личную машину, чтобы вовремя приезжать на работу. У нас очень много встреч. Если не придешь, начинают обижаться»
Наталья Никитенко, фракция «Ата Мекен»:
«Нужно соответствовать образу честных чиновников, которые работают прозрачно, и существенно сокращать расходы государства на содержание чиновников. Нам действительно нужно задуматься над сокращением расходов, вместе с тем задуматься над повышением качества и активности работы государственных чиновников. Есть много примеров из международной практики, когда чиновники пользуются общественным транспортом или личным авто, это не новый опыт, он существует в других странах»
Эльмира Иманалиева, фракция «Ата-Журт»:
«Служебные машины нужно оставить только лидерам парламента и председателям комитетов, остальные депутаты могут обойтись без служебных машин. С самого начала у меня не было служебной машины. В автопарке нужно просто иметь дежурные автомашины, на случай если необходимо депутату выезжать в командировки. В принципе, депутаты вполне могут обходиться без служебных машин».
Нурлан Торобеков, фракция «Ар-Намыс»:
«Не нужно никому ничего навязывать, каждый в праве решать сам. Не все депутаты богатые, как он [Текебаев], допустим, есть депутаты, которые не могут себе позволить машину, но им надо работать, есть много работы. Однобоко нельзя смотреть. Навязывать и указывать ни в коем случае нельзя. Я езжу, отказался от служебной машины. Мне тяжело [финансово], не скажу, что мне легко, но я патриотично к этому отношусь. Всем тяжело, всему народу Кыргызстана тяжело. Если у меня есть такая возможность, я вот так себя проявил. Пускай хоть какая-то помощь. Это мое решение, мое право»