Парламент готовится принять законопроект «О религиозном образовании», первое обсуждение которого прошло 19 сентября.
Оригинал опубликован на сайте радио «Азаттык».
Один из инициаторов нового законодательного акта — глава парламентского комитета по образованию, науке, культуре и спорту Каныбек Осмоналиев. По его словам, в случае принятия этого законопроекта в Кыргызстане наконец-то упорядочится система религиозного образования:
— Чего скрывать, некоторые медресе у нас обучают по направлению религиозных школ Пакистана. Другая часть обучается по методике таких заведений в Саудовской Аравии, Кувейте и Иордании. Ряд медресе работают по египетскому и турецкому направлению. В итоге у них совершенно разная учебная программа, у них не совпадают ни методики, ни учебные пособия.
По данным депутатов, в Кыргызстане действует 91 религиозное учебное заведение. Среди стран Центральной Азии это один из высоких показателей. Из них 75 мусульманского и 16 христианского направления. Но никто точно не знает, какое реальное количество детей и подростков в них обучается.
Среди всех вышеупомянутых учебных заведений религиозной направленности только три религиозные школы христианской общины получили разрешение на образовательную деятельность в Министерстве образования и науки. Другие прошли только регистрацию в Министерстве юстиции КР в качестве общественных организаций, и образовательную деятельность ведут, имея лишь добро своей конфессии.
Из всех конфессий больше всего депутатов интересовала бурная деятельность исламских учебных заведений по всей стране. Особенно учитывая тот факт, что подавляющее большинство населения страны по своей конфессии принадлежат исламу.
Если законопроект «О религиозном образовании» получит одобрение, в религиозных учебных заведениях, независимо от конфессиональной направленности, будет введен единый учебный стандарт. Кроме этого, их обяжут проходить обязательное лицензирование в Министерстве образования и науки КР. Также их начнут проверять как государственные школы на предмет соответствия их материально-технической базы учебному процессу и профессионализма учителей.
Идейный вдохновитель этого законопроекта депутат Осмоналиев верит, что со временем выпускники религиозных учебных заведений смогут получать аттестаты общего образца, чтобы продолжить учебу в светских высших учебных заведениях, не отставая от своих сверстников в точных и гуманитарных науках:
— В начале, наверное, 65 действующих медресе должны будут пройти лицензирование в Министерстве образования и науки. Останутся работать только те, кто пройдет через это сито. Поэтому те, кто боится введения единой системы обучения в таких учебных заведениях, уже сейчас начинают противиться этому законопроекту. В Кыргызстане отличные медресе, которые неплохо работают в своем направлении. У нас нет цели очернять всю эту систему, мы всего лишь хотим ее упорядочить.
В случае принятия этого законопроекта перемены коснутся и выпускников высших учебных заведений религиозной направленности. Они смогут также получат стандартные дипломы установленного образца по окончанию вуза, и потом трудоустраиваться по желанию. В том числе в государственные органы власти.
Один из спорных моментов в будущем законопроекте – финансирование таких учебных заведений. В предлагаемом разработчиками варианте записано, что их будут финансировать частные лица, иностранные спонсоры и государственные органы власти КР.
Часть депутатов беспокоит возможное финансирование государством таких учебных заведений, заложенное в предлагаемом законопроекте. Другие же опасаются финансирования извне. Один из них депутат социал-демократической фракции Исмаил Исаков:
— Мы должны с предельностью осторожностью и внимательностью отнестись к пункту, который разрешает финансирование со стороны иностранцев. Разумеется, в нынешних условиях, может быть, это и неплохо. Но у каждого спонсора свои цели. Они же не просто так вкладывают в них деньги. Они же на что-то рассчитывают в будущем от них.
Законопроект «О религиозном образовании» предписывает, что в религиозных учебных заведениях могут учиться только те дети, которые закончили 9-й класс. Кроме этого, в нем предусмотрены определенные меры по мониторингу тех, кто выехал учиться за границу, чтобы получить религиозное образование. Не исключено, что в процесс обсуждения депутатами и экспертами в предлагаемый вариант законопроекта будут внесены некоторые изменения. Но самый главный вопрос: готовы ли сами действующие религиозные учебные заведения к таким нововведениям?
Автор: Заирбек Бактыбаев