Что мешает бишкекским велосипедистам?

Бишкек переживает небывалый рост количества велосипедистов — за последние годы их стало в разы больше. Однако город пока не очень приспособлен к владельцам двухколесного транспорта.

Нет никакой официальной статистики о том, сколько жителей столицы ездят на велосипеде и как их число увеличивается.

Но по косвенным признакам — например, по росту участников различных велопробегов — можно предполагать, что речь идёт о росте в 3-4 раза за последние пару лет.

Учитывая, насколько важную роль велосипеды начинают играть в жизни Бишкека, журналисты Kloop.kg опросили самых разных жителей столицы — от школьников до лидеров велосообществ, — чтобы узнать, какие явления в Бишкеке мешают им, как велосипедистам, больше всего.

Проанализировав ответы, мы выявили пять самых серьёзных проблем.

1. Нет велосипедных дорожек

Инфраструктура Бишкека не приспособлена для езды на велосипедах. В 70-е годы во Фрунзе была одна велосипедная дорожка, начерченная на проспекте Мира. Сегодня нет и её.

Дастан Касмамытов — велосипедист с трёхлетнем стажем. Он считает, что ездить по тротуарам и дорогам общего пользования «небезопасно».

«Многие мои друзья, которые хотят [пользоваться велосипедным транспортом], отказываются ездить на велосипеде на учебу, работу или куда-нибудь», — рассказывает Касмамытов.

Он признаётся, что нередко сбивал прохожих, когда в самом начале своей велосипедной “карьеры” ездил только по тротуарам.

«Поэтому я решил ездить по дорогам, но здесь опять же проблемы. Нет велодорожек, и напряженное движение на дорогах, при котором опасно кататься. Машины паркуют вдоль дорог и их трудно объезжать», — жалуется Касмамытов.

Велосообщество Кыргызстана совместно с депутатами столичного кенеша предложило создать в Бишкеке велодорожки и велополосы.

Активисты разработали три маршрута велодорожек для Бишкека, которые связывали бы как основные достопримечательности, так и центр города с микрорайонами.

1014259_375312509235208_547095005_n

1013698_375312479235211_1941086786_n

994156_375312505901875_211834968_n

Основатель Велосообщества Кыргызстана Кубат Сыдыков утверждает, что мэрия поддержала эту идею и её осуществление “вполне реально в скором времени”.

“Я веду переговоры с крупной корпорацией по оказанию спонсорской поддержки. Ее руководство смотрит на данную инициативу положительно, но вопрос выделения денег пока не решен”, — рассказывает Сыдыков.

2. Мало велосипедных парковок

У школьника Илима уже дважды угоняли в Бишкеке велосипед.

“Поставил велосипед возле какого-нибудь магазина, зашел, вышел — нет его”, — описывает он.

Бишкекчане вышли на велопробег

Специальные турникеты, к которым можно пристегнуть велосипед, сегодня есть возле считанного количества заведений, включая несколько магазинов сети “Народный”, кофейни “Сьерра” и “Эспрессо” и кинотеатры сети “Синематика”.

“К сожалению, не все парковки достаточно хорошей конструкции, — отмечает при этом основатель Велосообщества Кыргызстана Кубат Сыдыков. — Так, парковки супермаркетов “Народный” пригодны просто как опора для велосипеда, а пристегнуть замком можно только одно колесо”.

“Для более безопасной “стоянки” велосипед необходимо пристегивать сразу за заднее колесо и раму велосипеда”, — добавляет он.

3. Нелюбовь автомобилистов

Бишкекчанка Диана жалуется на столичных водителей, которые, по её мнению, часто не признают в велосипедистах равных участников дорожного движения.

“Автомобилисты не хотят пропускать нас, часто подрезают, не замечают. Случалось, что я врезалась в зад машины, и еще при близкой езде они задевали меня боковыми зеркалами, корпусом машины”, — рассказывает она.

машины

Правда, по словам пресс-секретаря Бишкекского городского управления внутренних дел (ГУВД) Тилека Оторова, велосипедисты сами редко обращаются в случае нарушений против них.

Он уверяет, что в тех случаях, когда велосипедисты обращались, милиция им всячески помогала.

“Были случаи, что велосипедисты обращались к нам, и мы, конечно, принимали меры к автомобилистам, — рассказывает он. — Но число обращений именно от водителей велотранспорта — редкость”.

4. Выгоняют

Иногда бишкекские велосипедисты сталкиваются с изгнанием с любимых, насиженных мест.

Филармония

Площадь перед филармонией пользуется популярностью, особенно среди тех, кто катается на велосипедах типа BMX, позволяющих выполнять различные трюки.

Но в этом году между велосипедистами и администрацией филармонии завязался конфликт, который привёл к изгнанию первых.

По словам велосипедиста Евгения, в этом участвовали милиционеры.

“Мы были возле филармонии. Нас было много, человек 30. Тут к нам подходят милиционеры и просят уйти, сказав, что здесь нельзя сейчас находиться. Мы уехали, но через некоторое время обратно вернулись, и вновь получили предупреждение об уходе c площади”, — рассказывает он.

Замдиректора филармонии Нурдин Казыбаев объясняет изгнание велосипедистов тем, что они портили мраморные плиты на площади у здания.

“Нет закона, запрещающего им ездить, но мы вынуждены им запрещать, так как они [велосипеды] портят мраморные плиты, оставляют следы на них”, — говорит Казыбаев.

Но юрист Мээрим Абылкасымова считает, что филармония не имела права запрещать кататься на велосипедах.

“Там нет ограничений и никаких знаков не стоит”, — объясняет она.

5. Плохое состояние дорог

Улица Токомбаева или «Новая дорога» известна бишкекским водителям своими многочисленными ямами.

Велосипедистка Диана говорит, что ей нравится ездить по ровному новому асфальту, о котором, к её сожалению, на некоторых улицах столицы пока приходится только мечтать.

“В основном на наших дорогах много ям, и их не всегда можно объехать”, — жалуется она.

Езда по неровностям и попадание в ямы негативно сказывается на технике и самочувствии велосипедиста.

“Срок службы велосипеда падает, шины приходится латать почти каждый раз. Но самое главное — это падения и повреждения от них. И систематические удары, от которых испытываешь болевые ощущения”, — рассказывает она.

Городские власти пытаются решить эту проблему с укладкой нового асфальта, и в 2013 году Бишкек переживает, пожалуй, один из самых плодотворных — с точки зрения ремонта дорог — периодов в своей истории.

Вы велосипедист? Поделитесь своим опытом езды на двухколёсном транспорте в Бишкеке. Какие проблемы возникали у вас? Оставьте свои комментарии в форме под материалом.

Авторы: Анна Тищенко, Белек Мамакеев, Мухаммед Султанов


1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Вот еще что бывает водители маршрутного такси частенько сталкивают с обочины в арык пытаясь протиснуться в правый ряд на обочину вчера вот только опять нарвался на одного такого, я улетел в арык и упал на кусты, не особо приятно, но асфальт больнее! А маршрутник типа все пофиг и поехал даже ни кто внимания не обратил!

Comments are closed.