Бектур Искендер: Почему я презираю Государственный архив Кыргызской Республики

Главному редактору Kloop.kg Бектуру Искендеру иногда хочется публиковать своё собственное мнение. В своём личном блоге он отныне будет выпускать только юмористическую белиберду, а более серьёзные вещи – в колонке на Kloop.kg.

Бектур Искендер
Бектур Искендер
В материале выражается личное мнение Бектура Искендера. Оно может не совпадать с позицией редакции Kloop.kg, в которой работает далеко не только он один.

Более трёх лет назад я выпустил в своём личном блоге запись, которая была озаглавлена “Киргизы XIX века”.

В ней действительно были фотографии жителей современного Кыргызстана и Казахстана, снятые в XIX веке. Это были, возможно, самые первые фотоснимки, сделанные на этой территории.

Бесценные сокровища истории.

15091v-700x505

Самое удивительное, что все эти снимки — в хорошем качестве! — я нашёл на веб-сайте Библиотеки Конгресса США.

Мне и тогда, и сегодня это кажется высочайшей несправедливостью и какой-то нелепой иронией одновременно. Почему американский архив выкладывает эти снимки, а наш, родной — нет?

Я в той записи обратился к Госархиву, на меня вскоре в “Твиттере” вышел чиновник, который предлагал встретиться, но с тех пор правительство столько раз менялось, что и руководящий состав Госархива сменился тоже.

И вернулось всё на круги своя, и даже стало хуже.

Конечно, мы с тех пор выпустили не один исторический материал. Мы, как правило, либо искали снимки в частных коллекциях, либо обращались в Госархив и платили им деньги за сканирование фотоснимков.

Нам кажется безумно важным, чтобы люди в Кыргызстане знали свою историю. Особенно учитывая, как скверно она преподается в школах.

Более того, мы поняли на своём опыте, что у людей есть потребность в этих знаниях. Когда мы выпустили материал с фотографиями о том, как Курманжан Датку навестил будущий президент Финляндии Карл-Густав Маннергейм, это стало хитом мгновенно.

Его посмотрело почти 5 тысяч человек, а количество лайков на одном только “Фэйсбуке” достигло почти тысячи. Для Кыргызстана — учитывая специфичность материала — это невероятные цифры.

Поэтому мы решили чаще выпускать материалы об истории Кыргызстана. Интересные материалы. Чтобы даже самый ненавидящий урок истории школьник захотел прочитать.

Следующим на очереди был материал об истории кыргызского радио. Он должен был быть приурочен ко Всемирному дню радио в середине февраля.

Итак, интервью собраны, текст готов, но с фотографиями какая-то заминка — Госархив записал их на компакт-диск (!), который не проигрывается ни на одном компьютере. Ладно, не беда, дадим свой компакт-диск, хоть и не покупал я их уже сто лет.

И идёт снова в Госархив наша юная журналистка. И просит снова записать ей фотографии из архива госрадио, за которые заплачены деньги.

И приносит она диск. И открываю я эти файлы. И охреневаю.

Потому что ширина каждого изображения в формате .jpg — не больше 300 пикселей. То есть, снимки были примерно такого размера:

0-46844

Я подумал, что это ошибка какая-то. Ну, может сотрудник чего-то напутал в настройках сканирования.

Разумеется, журналистка наша пошла туда снова. Чтобы ей записали их в нормальном качестве. Чтобы можно было публиковать.

И ей в ответ тычут этим документом. Что мол за 50 сомов вы можете получить снимки только типа “в плохом качестве”:

jhjnjn

И никто, конечно, в Госархиве не хочет понимать, что dpi (dots per inch, точки на дюйм) и количество пикселей — это совершенно разные понятия. Что изображение с разрешением в 200 dpi может иметь хоть 20 тысяч пикселей в ширину.

Что нам, для веб-сайта, достаточно хотя бы 1000 пикселей в ширину, и то с запасом. И, о да, при этом у изображения может быть разрешение в 200 dpi.

Эти доводы в Госархиве слушать не хотят. Вместо этого там внезапно заявляют, что не могут давать нам снимки в таком качестве, в каком их “смогут скачать пользователи”. (Будто бы при ширине в 279 пикселей пользователи их не могут скачать.)

То есть, философия Госархива, живущего мозгами где-то в 1980-х годах, такова — каждый житель страны должен сам прийти к ним за снимком, заплатить полагающиеся 50 сомов (за 200 dpi, причём получит он 300 пикселей в ширину, ха-ха) и хранить отсканированный снимок (отсканированные 300 пикселей в ширину) у себя дома и никому не показывать.

Более того, в разговоре с журналисткой представитель Госархива даже сказала, что если мы выложим их снимки в хорошем качестве, то на нас могут подать в суд.

Это враньё, в суд на нас никто не подаст. По одной простой причине — всё, что принадлежит государству, является народным достоянием, а значит имеет возможность быть опубликованным где угодно, кем угодно и в каком угодно размере.

Я понимаю, что у Госархива проблемы с финансированием. Ну и ещё со знаниями. Поэтому они так себя ведут.

Но, с другой стороны, каждый гражданин Кыргызстана содержит эту контору на свои налоги, а значит должен получать какую-то отдачу. А иначе зачем содержать Госархив, если надо ещё и платить дополнительно за снимки? А потом получать унизительно мелкие фотографии и угрозы судебных исков?

Мы имеем право знать свою историю. И когда родное государство прячёт её от нас, издевается над нами, выдавая нам снимки шириной в 300 пикселей — я расцениваю это только как предательство, стыд и позор.

А ещё смешнее то, что ранее представитель Госархива попросил у нас те самые снимки Курманжан Датки с Маннергеймом “в оригинале”.

Это было смешно, потому что мы итак их выложили у себя в материале в самом высоком разрешении и размере, в каком только могли их найти. А оригиналов на территории Кыргызстана всё равно нет, они в Финляндии хранятся.

Любой сотрудник Госархива может просто взять и скачать их с нашего веб-сайта.

Но, как показывает практика, в Госархиве люди не очень понимают, что такое “разрешение” и как вообще устроены цифровые изображения. Видимо, будут ждать, когда им Финляндия подарит оригиналы.

В материале выражается личное мнение Бектура Искендера. Оно может не совпадать с позицией редакции Kloop.kg, в которой работает далеко не только он один.