В Кыргызстане раскрыто только 5 процентов преступлений, возбужденных по июньским событиям.
Оригинал опубликован на сайте радио «Азаттык». Автор: Кубанычбек Джолдошев
Генеральный прокурор Аида Салянова причиной этого видит массовый побег из страны большинства преступников. Она отметила, что в основном виновники июньских событий 2010 года скрываются в Казахстане, России и Узбекистане, в связи с чем их трудно задержать и привлечь к ответственности. Кроме того, часть подозреваемых в разжигании межнациональной розни и убийстве людей получили убежище за границей.
Нераскрытые дела
Следственные органы, занимающиеся расследованием июньских событий, зарегистрировали такие тяжкие преступления, как убийства, поджоги имущества, применение насилия и т.д.
Всего было возбуждено более 5 тысяч уголовных дел. По данным прокуратуры, из них раскрыто 5,3 процента. К маю 2014 года было расследовано и передано в суды 307 дел. Кроме того, в ходе расследования были прекращены 33 уголовных дела.
Лидер парламентской фракции «Ата-Журт» Жылдызкан Джолдошева обвинила власти в равнодушном отношении к вопросам привлечения к ответственности виновников июньских событий:
— На сегодняшний день никаких результатов расследования июньских событий нет, не было дано им правовой оценки. Нет ответов на вопросы, кто виновен в организации событий, кто выполнял приказы. Было возбуждено свыше 5 тысяч уголовных дел, но к ответственности привлечено всего 25 человек. Где остальные? Почему не задержан ни один организатор?
Кто не понес наказания?
Генеральная прокуратура согласна с претензиями, что многие дела не раскрыты. В главном надзорном органе отмечают, что задержать виновных непосредственно во время событий было невозможно. А после событий следователи из соображений безопасности не могли находиться в местах, где происходили столкновения.
Долговременную волокиту с раскрытием многих уголовных дел генеральный прокурор Аида Салянова связывает с тем, что их фигуранты выехали за рубеж:
— Такие преступления надо раскрывать по «горячим следам». Однако в те дни было трудно это сделать. Некоторые из сбежавших за рубеж получили гражданство, другие сдали документы на получение статуса беженца. При таких обстоятельствах процесс экстадиции их на родину затягивается.
Слабость силовых структур
В свое время национальная и парламентская комиссии по расследованию июньских событий назвали виновными в них представителей режима бывшего президента Курманбека Бакиева и ряд лидеров узбекской диаспоры.
Назначенный на тот момент полномочным представителем Временного правительства на юге, депутат Жогорку Кенеша Исмаил Исаков считает, что тогда правоохранительные органы при задержании и привлечении к ответственности виновных в июньских событиях проявили слабость:
— Тогда правоохранительным органам не хватило сил сделать это. Некоторые сотрудники милиции и чекисты не то что преступников ловить, они не могли выполнять свои прямые обязанности. Воспользовавшись ситуацией, причастные к событиям лица и сбежали из страны.
Указанные в отчетах расследовавших события на юге местных комиссий Кадыржан Батыров, Иномжан Абдирасулов, Жалолиддин Салахуддинов покинули страну. Если некоторые получили статус беженца в странах Европы, то другие скрываются в Ташкенте.
Аида Салянова отметила, что из Швеции так и не поступил ответ на запрос об экстрадиции в Кыргызстан Кадыржана Батырова. «Проводилась определенная работа. Оказывается, не все зависит от нас. Швеция на запрос об экстрадиции ничего не ответила», — сказала она.
Амнистировать невиновных
Получивший статус беженца в Швеции Кадыржан Батыров через СМИ опроверг обвинения о своей и своих приближенных причастности к июньским событиям.
Во время июньских событий погибло 447 человек с обеих сторон, сотни людей ранены. 36 человек пропали без вести, позже 14 из них были идентифицированы среди неопознанных тел.
Партия «Кыргызстан элдеринин конгресси» предложила амнистировать задержанных по июньским событиям. Лидер партии Шамшыбек Медетбеков считает, что посредством амнистии можно улучшить отношения между сторонами.
— Мы подняли этот вопрос с целью укрепления мира и согласия между двумя народами. Но амнистии не должны подвергаться лица, совершившие тяжкие преступления. Мы говорим о тех, кто вынужденно оказался в гуще событий, но не совершил тяжких преступлений. У кого-то взяли деньги и отпустили, а тех, кто не смог заплатить, посадили.
Между тем не все согласны с этой идеей. Некоторые считают, что амнистия вызовет негодование у пострадавшей стороны. Депутат Жогорку Кенеша Надира Нарматова заявила, что пока не будет дана оценка июньским событиям, не может быть и речи об амнистии.
«В преддверии 4-ой годовщины июньских событий из морально-психологических соображений неправильно обсуждать такую инициативу. Необходимо дать сначала правовую оценку событиям. Только после этого можно говорить о какой-либо амнистии», — сказала она.
Во время июньских событий в Оше, Джалал-Абаде, Сузакском и Базар-Коргонском районах сгорели тысячи домов, культурные, социальные и административные объекты. Правительство Кыргызстана оценило материальный ущерб в более чем 2 миллиарда сомов.