Старинные города Суяб, Баласагун и Невакет включены в Всемирный список культурного наследия ЮНЕСКО. Эти города существовали в средневековье и находились на Великом Шёлковом пути.

Решение о включении в список было принято 22 июня в Катаре на сессии Межправительственного Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Отмечено, что исторические города Суяб, Баласагун, Невакет имеют не только историческую и культурную ценность, но и привлекут внимание туристов, тем самым будут способствовать развитию экономики страны», — сказано в сообщении от пресс-службы парламента.

Сами города известны тем, что находились на Великом Шёлковом пути, который соединял восточную Азию с Европой через Центральную Азию и Кавказ.

Историк Табылды Акеров рассказал Kloop.kg об особенностях эти городов — по его словам, они были уникальны своим религиозным многообразием.

«Эти три города средневекового периода охватывают тюркский период VIII-IX века. Здесь жили тюркоязычные племена. Но самая главная особенность этих городов, что здесь были в одно и тоже время разные религии: и христианство, и буддизм, и мусульманство», — сказал Акеров.

Невакет, расположенный в 30 километрах от Бишкека, известен найденной в нём глиняной статуей Будды — поселение существовало с VII-XII века и было перевалочным пунктом на Великом Шёлковом пути.

Город Суяб, существовавший в VII-VIII века, был известен как столица и главный политический центр Западно-тюркского каганата, сформированного после распада крупнейшего раннесредневекового государства Тюркского каганата.

Суяб был окончательно заброшен после строительства и развития Баласагуна в XI веке. Сейчас останки городища расположены возле современного Токмака.

Баласагун начал наращивать своё политическое влияние с момента формирования Караханидского каганата в X веке, но в 1219 году был захвачен монголами и перестал существовать в XIV веке.

Сейчас на месте Баласагуна расположена одна из самых известных достопримечательностей в Кыргызстане — башня Бурана, которая служила в древние времена в качестве минарета, призывающего людей на молитву.