Александра Садыкова задержали при проведении полевого исследования.
Оригинал опубликован на сайте IWPR. Авторы: Лола Олимова и Нилуфар Каримова.
Обвинения в шпионаже, выдвинутые против научного сотрудника, задержанного при проведении полевого исследования на юго-востоке Таджикистана, обеспокоили его коллег и местных аналитиков.
Александр Садыков, аспирант Университета Торонто, был задержан 16 июня в Хороге, столице Бадахшана, во время встречи с Алимом Шерзамоновым, председателем областного отделения оппозиционной Социал-демократической партии, в ходе исследования, которое он проводил для английского Университета Эксетер.
Шерзамонов сообщил IWPR, что договорился встретиться с Садыковым в центральном парке Хорога, так как тот остановился в близлежащей гостинице. Затем появился заместитель начальника областного отделения внутренних дел Бандали Бандалиев и сказал, что его сотрудники хотят поговорить с Садыковым. Затем два сотрудника в штатском увели научного исследователя.
Шерзамонов с коллегами сумели связаться с помощником президента Шерали Хайруллаевым, который в тот момент находился в Бадахшане. Они узнали, что сотрудники безопасности допросили Садыкова и освободили его, но когда они пришли в гостиницу, его там не оказалось.
На следующей день Хайруллаев пригласил четырех местных активистов, являющихся членами совместной комиссии по расследованию беспорядков в прошлом месяце, и показал видеозапись допроса Садыкова.
Им сказали, что его отвезли в столицу Таджикистана, Душанбе. «Но как потом выяснилось, это оказалось ложью, и до сих пор точного его места нахождения мы не знаем», — говорит Шерзамонов.
Спецслужба Таджикистана, Государственный комитет национальной безопасности, 17 июня распространил заявление о том, что Садыков был задержан по обвинению в шпионаже по поручению спецслужбы «одного из иностранных государств». В нем говорится, что он встретился с Шерзамоновым для того, чтобы получить «данные, имеющие разведывательный характер» за денежное вознаграждение.
Шерзамонов говорит, что перед тем, как появились сотрудники милиции, исследователь сказал, что интересуется ролью, которую играют общественные группы в разрешении конфликта.
Университет Эксетер распространил заявление, в котором говорится, что Садыков находился в Бадахшане исключительно для проведения научно-исследовательской работы в рамках проекта «Возникающие силы и управление конфликтами в Центральной Азии». Беспорядки, произошедшие в Хороге два года назад, стали темой одного из трех ситуационных исследований по проекту.
Садыков, гражданин Таджикистана, активно пишет о центрально-азиатской политике для таких уважаемых изданий, как «Global Voices», «Central Asia-Caucasus Institute Analyst» и «Eurasia Daily Monitor».
Руководитель проекта Садыкова, Джон Хизершоу, был в Душанбе, когда его коллегу задержали в Хороге. В своем заявлении он говорит: «Я огорчен произошедшим и призывают правительство освободить Александра Садыкова на основании доказательства, что он является научным сотрудником». В интервью «EurasiaNet» он сказал, что милиция обыскала квартиру матери Садыкова в Душанбе и изъяла флешки.
По словам местных аналитиков, этот случай показывает болезненность бадахшанского вопроса для властей Таджикистана. В этом отдаленном и малонаселенном районе беспорядки произошли в 2012 году и вновь в мае 2014 года. (См. Unrest Subsides in Southeast Tajikistan.) . Хорог до сих пор восстанавливается после недавних беспорядков, во время которых погибли четыре человека. Беспорядки 2012 года были наиболее крупными и привели к гибели около 50 человек.
Некоторые комментаторы считают дело Садыкова, попыткой обвинить внешние силы в беспорядках в Бадахшане.
«Арест исследователя означает, что ответственные лица во власти хотят показать населению, что только иностранные государства были причиной волнений… но никак не те большие социальные проблемы, которые есть в настоящее время», — сказал в интервью IWPR Равшан Абдуллаев, руководитель Фонда «Евразия Центральной Азии».
Абдуллаев вспомнил, что когда Хайруллаев был направлен в Бадашхан, когда в мае там начались беспорядки, он тоже заявлял, что они организованы внешними силами.
«Хотя совершенно нелогично и наивно предполагать, что кто-то отправит разведчика в Таджикистан, не обеспечив его дипломатической неприкосновенностью», — сказал Абдуллаев.
Журналист Галим Фасхутдинов провел различие между этим делом и шпионскими скандалами, периодически возникающими с Узбекистаном, большим и иногда проблематичным соседним государством.
«Конечно, это не шпиономания, когда как в случае с Узбекистаном, периодически обе стороны арестовывают граждан друг друга, часто безосновательно, по обвинениям в шпионаже. А здесь власти настолько насторожены, что любую попытку вмешательства западных граждан, их беседы с активистами, они воспринимают, как опасность».
По словам Шерзамонова, у него создалось впечатление от собственного общения с должностными лицами, а также активисты, встречавшиеся с Хайруллаевым, говорили ему, что власти на самом деле были нацелены на него.
«Основной мишенью был я. Они не хотели, чтобы наше виденье последних событий вышло наружу, — говорит Шерзамонов. — Думаю, они будут сильно стараться, чтобы дискредитировать меня в лице общественности».
Политолог Парвиз Муллоджанов согласен с тем, что Шерзамонов, возможно, был основной мишенью в этом «абсурдном», по его словам, событии.
Муллоджанов считает, что спецслужбы могли бы просто посмотреть в «Google», кто такие Садыков и Хизершоу, если хотели узнать о них. Он сомневается в том, что общественность «проглотит» заявление о том, что английское учебное заведение собирается посеять нестабильность в Таджикистане.
«Теперь уже поздно, — говорит он. — Мы получили новый скандал, который отрицательно скажется на имидже таджикского правительства».
Муллоджанов сослался на инцидент, произошедший за несколько дней до этого, в котором посол Великобритании в Таджикистане Робин Орд-Смит не смог встретиться с общественными лидерами в Хороге, когда встреча, запланированная на 10 июня, была отменена.
Пока посол находился в Бадахшане, возле посольства Великобритании в Душанбе прошла небольшая демонстрация, и милиция задержала около десятка людей за бросание камней в здание.
«Сначала, посол Великобритании фактически вышвыривается из одного из регионов страны, потом само здание посольства подвергается нападению, а теперь в шпионаже обвиняют уважаемый английский университет, — говорит Муллоджанов. — Для международного сообщества все выглядит как серия специально спланированных анти-английских акций».