Никто точно не знает, сколько детей работает на «Дордое», крупнейшем рынке в Центральной Азии, но счёт, возможно, идёт на сотни.
Сотрудница Центра защиты детей Гладис Темирчиева провела несколько дней, фотографируя жизнь детей, работающих на «Дордое».
Её организация оказывает помощь работающим детям по всему Бишкеку. Однако на «Дордое», в силу его размеров и многочисленности окружающих новостроек, эта проблема особенно актуальна.
Рассказ о жизни детей «Дордоя» приводится со слов Темирчиевой.
Куштарбек не может учиться в школе из-за своей инвалидности. Вместо этого он каждый день проводит на «Дордое», где, вместе с другими детьми, собирает картон, который затем сдаёт за деньги.
Этим трудом он занимается вместе с матерью, в то время, как отчим толкает тачки на «Дордое». Живут они неподалёку, в новостройке «Келечек».
Таких семей, которые полным составом работают на рынке немало.
Тип работы зависит от возраста детей: дети младше 14 лет, в основном, занимаются сбором картона, уборкой территории «Дордоя», упаковкой обуви для последующей продажи, торговлей газированной водой и прочими мелочами. Те дети, что старше 14 лет уже устраиваются на более тяжелую, но при этом самую распространенную работу — они идут толкать тачки.
Кроме этого, рынок негласно поделен на несколько частей. Работающие на «Дордое» взрослые и дети соблюдают эти границы и трудятся только на «своей» территории.
Айгуль (слева) живёт со своей двоюродной сестрой у бабушки, тоже в одной из новостроек возле «Дордоя»:
В силу своего возраста, работающие дети воспринимают происходящее довольно легко — они пока не осознают, чем чреват пропуск учёбы в школе.
При этом, в каком-то смысле, они намного взрослее своих ровесников — они понимают, что эта работа является их жизненной необходимостью, так как других источников дохода пока нет.
В то же время, они продолжают оставаться детьми, и в перерыве между работой находят силы для того, чтобы погонять в импровизированный футбол с пластиковой бутылкой вместо мяча.
Мать Мадины уехала на заработки в Россию, поэтому, как и Айгуль, она живёт с бабушкой.
Бабушка Мадины всегда рядом — вместе с другими пожилыми женщинами, она пакует китайскую обувь по целлофановым пакетам.
Когда есть возможность, дети ищут способы заработать на чём-нибудь ещё, кроме сбора картона. Мы снимали этот репортаж во время мусульманского месяца Рамазан — дети пели в свободную минуту посетителям «Дордоя» так называемый «жарамазан», за что иногда получали деньги.
Заработанное сверх нормы можно потратить на газировку, которую продают их же сверстники.
Согласно исследованию Центра защиты детей (ЦЗД) за 2013 год, большинство работающих на рынке «Дордое» детей не имеют никаких документов, удостоверяющих их личности и фактически остаются бесправными.
ЦЗД организует каждый день питание для детей «Дордоя», а также обучает основным жизненным навыкам — начиная от гигиены, заканчивая личностным ростом.
На то, чтобы приучить детей к элементарным правилам санитарии, у сотрудников центра ушёл не один день.
К примеру, сегодня для Мадины мыть руки перед едой стало нормой.
Каждый день около 80 детей приходят на бесплатный обед, который ЦЗД организует в своём дневном центре.
Здесь у них есть возможность не только поесть, но и просто пообщаться друг с другом — то, чего порой очень не хватает во время работы на рынке.
Во многом именно благодаря общению с ровесниками во время обеда, Куштарбек сегодня не такой закрытый, каким был до прихода в центр.
Однако, обед заканчивается, и дети опять возвращаются на рынок, где они продолжат трудиться ради своих семей, потому что иной альтернативы у них пока нет.