Российская художница Виктория Ломаско описала в своём “Живом журнале” впечатления от поездки в Кыргызстан, где она делала зарисовки на форуме “Мекендештер”, а также пообщалась с местными феминистами и представителями ЛГБТ-сообщества.

Оригинал поста опубликован в блоге Виктории Ломаско на “Живом журнале”.

Я приехала в гости к Бишкекской феминистской группе. «Неужели в Киргизии есть феминистки?», – удивлялась мама перед моим отъездом.

Уже по дороге из аэропорта в Бишкек лидер группы Сельби несколько раз подкорректировала мою речь: «Не «Киргизия», а «Кыргызстан», не «киргизский», а «кыргызский». Вообще-то, местные русские говорят, как привыкли, и на их «и» не обращают внимания. Но услышать от кыргыза «киргиз» обидно, а то и оскорбительно, это значит – обрусевший, забывший традиции своего народа. К тому же слово «киргиз» означает «невходимый».

Гуся, участница Бишкекской феминистской группы
Гуся, участница Бишкекской феминистской группы

Русские учителя объясняли это так: «Вы живете не в Киргизии, а в СССР – общей стране для всех».

До сих пор в столице Кыргызстана большинство говорит на русском. Гостя в Бишкеке, я несколько раз слышала от кыргызов, что русские обладают символическим капиталом – их считают более культурными и образованными.

Местные русские, с которыми я познакомилась, говорят, что не являются титульной нацией. Например, на государственной службе их неизбежно ждет «стеклянный потолок». Но на бытовом уровне с какими-то серьезными притеснениями они не сталкивались.

Проблема миграции

0_bc709_f9f47682_orig

Меня пригласили рисовать на Форуме «Мекендештер» («Соотечественники»), организованном по инициативе экс-президента Кыргызстана Розы Отунбаевой. Форум был посвящен проблеме миграции из страны. Он проходил в просторном, прекрасно спроектированном турецко-кыргызском университете «Манас», открытом турками в Бишкеке в 1997 году. С одной стороны от сцены висел большой портрет Ататюрка, с другой стороны – изображение Манаса, героя кыргызского эпоса.

В программе Форума стояла отдельная дискуссия о сотрудничестве «братских стран»: Кыргызстана и Турции. Многие кыргызы в последние годы предпочитают ехать на заработки в Турцию. В нескольких выступлениях подчеркивалось, что там, по сравнению с Россией, гораздо более уважительное отношение к кыргызской диаспоре. Вместе с влиянием Турции растет и исламизация страны.

Чуть ли не половина участников Форума выступали на русском языке. В программе не было отдельной панели, посвященной взаимодействию с Россией, однако тема поднималась постоянно. В первую очередь – вхождение Кыргызстана в Таможенный союз.

0_bc6fa_6daeb61d_orig

Многие выступающие открыто критиковали это решение.

– Границы Таможенного союза – это границы «железного занавеса». Повернемся задом к остальным странам?
– Границы Таможенного союза – это границы «железного занавеса». Повернемся задом к остальным странам?

Будет ли вступление в Таможенный союз влиять на внутреннюю политику страны? Уже сейчас депутаты кыргызского парламента продавливают ухудшенные копии российских законов. Например, закон об «иностранных агентах», почти полностью идентичный российскому. Или введение уголовной ответственности за распространение информации о ЛГБТ, при этом речь идет не только о «пропаганде среди несовершеннолетних», как в российском законе «18+».

Во время моего пребывания в Бишкеке случился скандал на выставке современного искусства. Художник Чингиз в своей серии про Спайдермена изобразил паука на кыргызском национальном головном уборе. Его тут же вызвали в ГКНБ (местное ФСБ) и закидали угрозами в интернете.

0_bc6f9_ef0dda9a_orig

Вступление в Таможенный союз облегчит миграцию в Россию и в разы увеличит эмиграцию. При этом участники Форума заявляли, что в Кыргызстане уже сейчас не хватает специалистов, а в некоторых районах просто рабочих рук.

Выступление Розы Отунбаевой
Выступление Розы Отунбаевой

Комментарии российских граждан о присоединении Кыргызстана к Таможенному союзу можно погуглить в интернете. Чаще всего это предсказуемое возмущение по поводу «чурок-дармоедов», либо радость от «воссоединения российских земель». Немногочисленны либеральные комментарии в духе «но кто-то же должен делать за нас грязную работу».

Той

0_bc70b_1438229a_orig

Чаще всего деньги, заработанные в миграции, не идут на собственное образование, восстановление здоровья, покупку недвижимости или открытие малого бизнеса. Деньги, заработанные в течение нескольких лет, могут быть за месяц истрачены на той.

Той – это праздник с богатым угощением. Его главное отличие от обыкновенного праздничного застолья – еды должно быть так много, что гости не смогут съесть ее полностью и унесут с собой. При праздновании обрезания гости приходят в течение месяца. Чтобы сделать той на свадьбу, берется кредит, который потом выплачивается годами.

0_bc70c_1211d7ed_orig

Закрытие Форума проходило в пригороде Бишкека, в этно-комплексе «Супара». Ни угощение, ни алкоголь ни на миг не иссякали. Праздник закончился около полуночи, оставшуюся еду гости забирали с собой в специальных пакетиках для тоев.

Феминизм по-кыргызски

0_bc6fe_71107f72_orig

Это «Девочки-Активистки Кыргызстана». Участницам группы от 13 до 17 лет. Они готовятся подать заявку на грант в Фонд Фриды. Если выиграют, будут проводить конкурсы манасчы для девочек.

Манасчы – мужчины-сказители героического эпоса «Манас». Однако в последнее время появляются и девочки-чтецы.

0_bc6ff_afa4c654_orig

Бактыгуль, одна из участниц «Девочек-Активисток» – манасчы. По ее словам, мальчиков специально обучают, и их учителя участвуют в жюри. Девочки учатся самостоятельно, шансов выиграть на общих конкурсах у них практически нет.

Я расспрашивала девочек про похищение невест – ала качуу. Две из них рассказали, что их мамы были похищены: «Это была школьная влюбленность. Моя мама хотела учиться, но пришлось выйти замуж». «Мои двоюродные братья в 21 веке похищали себе невест», – рассказывает Дария – «Мою двоюродную сестру крали четверо парней. Она очень крупная, дралась с ними. Они еле справились».

«А вы не боитесь быть похищенными?» – спрашиваю девочек.

«Нет. Есть закон. Мы скажем: «Статьи 154 и 155. Хотите сесть на десять лет?»

Наказание ужесточили в 2013 году. До этого похитителям несовершеннолетних «невест» грозил срок от 3 до 5 лет и только штраф, если девушке уже исполнилось семнадцать. На изменение закона повлияла двухлетняя работа организаций «Центр помощи женщинам» и «Открытая линия», а также активизм женских групп по всей стране.

Одну из самых громких акций провела Бишкекская феминистская группа в центре столицы. Они установили 19 300 флажков: 9800 красных – столько женщин было похищено за один год, 2000 белых – столько изнасиловано во время похищений, 7500 фиолетовых – столько заявило о домашнем насилии.

0_bc700_c7e38e75_orig

Это дунганка Фарида, участница Бишкекской феминистской группы. Я побывала в ее доме на мусульманском празднике Эйд, который отмечается после Рамадана. Девочек перестают брать в гости, потому что они начинают обслуживать праздник – готовить и убирать за множеством гостей.

Дунганские семьи очень большие, несколько поколений живут вместе, между членами семьи жесткая иерархия. Жизнь девочек, девушек, женщин подчинена домашнему хозяйству. С детства Фарида привыкла вставать в шесть утра, чтобы работать по дому. Ее не пускали играть с другими детьми: «Этот дом был моим единственным пространством». Право учиться в школе нужно было отстаивать. Когда Фарида познакомилась с феминистками и сама занялась активизмом, давление домашних стало таким сильным, что пришлось сбежать из дома. Фарида – одна из главных организаторок акции с флагами.

После года жизни в феминистской общине, Фарида вернулась домой. Ее мама София под влиянием дочери начала интересоваться женскими правами и смогла изменить домашний распорядок.

У младшей сестры Марии есть свободное время. Она может играть с другими детьми, рисовать и учиться.
У младшей сестры Марии есть свободное время. Она может играть с другими детьми, рисовать и учиться.

0_bc702_5fdeb350_orig

Этот рисунок кыргызские девушки прокомментировали так:
– Слишком долго отдыхают!
– Моя бабушка родила в поле и сразу продолжила работу.
– Кыргызские женщины отважней!

Тяжелый женский и детский труд до сих пор сохраняется в кыргызских селах. Рассказывает Мээрим: «Ребенок, начиная с 6 лет должен думать о своем обеспечении. С 9 лет зарабатывать на учебники и форму для школы. Подростков нанимают собирать малину и другие ягоды. Они работают каждый день по десять часов».

ЛГБТ

0_bc70e_add6ec0b_orig
В Кыргызстане «нет» ЛГБТ. Гомосексуальность допускается для русских, но уж никак [не] для кыргызов.

Я побывала в единственном ЛГБТ-клубе в Бишкеке и, наверное, в Кыргызстане. Почти все его посетители – кыргызы. Женских пар было совсем мало – лесбиянки в Кыргызстане еще более закрыты, чем геи.

0_bc70f_c6628dc2_orig

В Кыргызстане, также как и в России, распространены избиения, изнасилования и убийства геев, лесбиянок, трансгендеров. В России после принятия гомофобного закона случаи нападения на ЛГБТ-активистов участились.

Я пообщалась с несколькими посетителями клуба, но не буду ничего писать о них – Бишкек маленький, и упоминание любой детали может быть опасно.

«Мы постоянно сталкиваемся с унижениями, с оскорблениями. Мы не представляем, как нам дальше жить? Как найти партнера? Как сказать родителям? Или как сделать так, чтобы родители не узнали? Как безопасно выйти из клуба?»
«Мы постоянно сталкиваемся с унижениями, с оскорблениями. Мы не представляем, как нам дальше жить? Как найти партнера? Как сказать родителям? Или как сделать так, чтобы родители не узнали? Как безопасно выйти из клуба?»

В Кыргызстане на открытых обсуждениях закона об уголовной ответственности за «пропаганду ЛГБТ» депутаты говорили: «Мы вместе с Россией стоим на защите восточного мира против западного». Вероятно, многим обывателям понравится такая позиция. Они не следят за развитием событий в России и не знают, что, позволив государству ущемить права одной из социальных групп, мы уже не в состоянии остановить поток законов, цензурирующих все сферы нашей жизни. Грустно, если зарождающееся гражданское общество в Кыргызстане, ждет такое же будущее.


1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Я гражданин Кыргызстана! Я бы не хотел, чтобы мой будущий сын нежился в углу с другим пидаразом! Это моя страна! Я буду биться за ее чистоту! Быть пидоразом это последня стадия изчезновения нации как народности! Если увижу на улице пидоразов за ручки взявшихся, буду бить обоих!!! До тех пор, пока не изчезнут с глаз долой! Как же омерзительно и отвратительно когда два мужика целуются и ебуться!!! Нет пидорам места в Кыргызстане!!!!

Comments are closed.