Постер с изображением целующихся деятелей культуры 19 века вызвал негодование общественности в Казахстане и России. Дизайнеры рекламы казахстанского тематического клуба «Студия 69», были вынуждены извиниться после появления постера, который вызвал широкий резонанс и вспышку гомофобных настроений. На нем изображен поцелуй казахского композитора и кюйши Курмангазы Сагырбайулы и русского поэта Александра Пушкина.

Материал опубликован на сайте Института по освещению войны и мира. Автор: Надия Букейханова – контрибьютор IWPR в Алматы.

Рекламное агентство Havas Worldwide Kazakhstan — создатели постера — опубликовало официальное извинение в «Фейсбуке» после того, как группа активистов обратилась в Департамент Внутренних Дел города Алматы с жалобой.

По словам агентства, изображение не предназначалось для публичной демонстрации, скандальный постер был конкурсной работой на фестивале рекламы Центральной Азии, который проходил в Бишкеке, Red Jolbors Fest. Работа заняла третье бронзовое место в разделе “Наружная реклама”.

Назначением постера, по задумке разработчиков, было обратить внимание людей на расположение клуба, который находится на пересечении улиц Курмангазы-Пушкина.

В тематическом клубе “Студия 69” разъяснений по поводу скандала никто не дает, вот уже много дней там закрыты двери, но его владельцы также сообщили журналистам, о том, что, постер не должен был выставляться за пределами клуба.

Рекламное агентство Havas Worldwide Kazakhstan не ответило на многочисленные звонки IWPR. Были сообщения о том, что сотрудников допрашивала полиция, и позже они были отпущены.

Сейчас группа протестующих во главе с Нуркеном Халыкберген, потомком Курмангазы, вместе с юристами готовит документы, чтобы подать в суд на дизайнеров.

В интервью сайту Radiotochka.kz Халыкберген, специалист по связям с общественностью, отметил, что казахи учат свою родословную до седьмого колена и такая память является «священной».

От имени властей города Алматы Маркен Ахметов, представитель управления культуры, заявил, что считает постер оскорбительным добавив, что сам факт распространения его в интернете не нарушает закон. Но он предупредил, что использование его в общественных местах будет незаконным.

Кампанию против постера выделяет среди других выражений общественного возмущения то, что она разыгралась на сайтах социальных сетей, где пользователи дали волю гомофобным взглядам, а некоторые даже призывали поджечь клуб.

Андрей Гришин, сотрудник Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности, говорит, что учитывая доминирование в обществе традиционных взглядов, такая реакция неудивительна. Но он также отмечает, что в этом всплеске возмущения просматривается и другой фактор.

«Гей-тема – отличная возможность для PR: взгляните, сколько высказываний и комментариев против постера появилось со стороны не самых известных общественных деятелей страны», – говорит Андрей Гришин.

Сотрудница рекламного агентства, пожелавшая остаться инкогнито, сообщила IWPR, что в выражениях столь праведного гнева была и доля лицемерия.

«Все знали [о «Студии 69»], мало того – многие посещали, — говорит она. — Незащищенность «такого» [сексуального] меньшинства всегда вызывает бурную реакцию и знание того, что тебя поддержат многие. Все за мораль и этику, но при этом морально-этические идеологи не идут защищать наших стариков с мизерной пенсией; молодых работающих мам, которым урезали декретные «по самое не хочу»; никто не борется с коррупцией и беспределом в госорганах».

Присутствие Пушкина вызвало реакцию и в России, где гомофобные настроения становятся массовой тенденцией. Санкт-Петербургское отделение националистической партии «Родина» осудило так называемую «агрессивную ЛГБТ-пропаганду», которая «порочит историческое наследие» российского и казахского народа (прим.автора, ЛГБТ-сообщество лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров, объединяемое общими интересами, проблемами и целями).

Последний прямой потомок поэта, также Александр Пушкин, выразил возмущение по поводу постера, но, по имеющимся сведениям, решил не подавать в суд, узнав о ведущемся деле в Алматы.

Алматинский художник, посещающий «Студию 69», сообщил в интервью IWPR, что считает постер — очень хорошим рисунком, очень качественной работой, но, к сожалению, Казахстан не готов к этому – гомофобные настроения могут измениться только через пару поколений.

Автор комментария по известным причинам предпочел остаться инкогнито, при этом отметив, — «Мне лично без разницы, укажу я фамилию или нет, но если это все коснется моих близких, то это будет дискриминацией для них», — сказал он.

В Казахстане нет официальной статистики о том, сколько человек принадлежит меньшинствам. В Алматы, исторической столице и до сих пор коммерческом и культурном центре, находится самое большое гей-сообщество.

Российское законодательство, предусматривает большие штрафы за предоставление информации о гомосексуализме людям младше 18 лет. В прошлом году один из депутатов парламента выдвинул законопроект, который запрещает гомосексуальные отношения и гей-клубы. В Казахстане пока такого закона нет.

В марте этого года двое преподавателей и чиновник из сферы образования из Уральска, на западе страны, были уволены после того, как предложили внести в программу начального обучения книгу современного русского писателя, который известен сказками, которые отображают отношения между геями.

Людмила Экзархова, специалист по связям с общественностью Конфедерации свободных профсоюзов Казахстана, говорит, что в данном скандале отсутствуют признаки публичной истерии, которая очень распространена в России и набирает обороты в Кыргызстане.

«На мой взгляд, пассивность в обществе не сможет повлиять на изменения на законодательном уровне», – говорит Экзархова.