«Горько! 2» — классический случай плохого сиквела, в котором одновременно боятся и повторяться, и делать что-то оригинальное.

Год назад режиссер Жора Крыжовников дебютировал на рынке большого российского кино с фильмом «Горько!». Колоритный и смешной, этот фильм был принят на удивление тепло как публикой (кассовые сборы превысили бюджет почти в двадцать раз), так и рецензентами (93% положительных обзоров на кинопоиске).

В ней, в первой части «Горько!», был точно и гипертрофированно показан стык между двумя социальными классами в антураже привычной, но сложной и захватывающей церемонии. Воры в законе и простые рабочие находят общий язык на свадьбе, которая в русской культуре остается процессом громоздким, но интересным.

Общий язык здесь, конечно, алкоголь и песни Лепса, внутренние стереотипы народа. Именно эти моменты, кажется, должны были обидеть общественность, но люди смотрели фильм с похвальным чувством понимания иронии.

255220

Плюрализм мнений, таким образом, существует не только на Западе. Первая часть «Горько!» ярко показала, что народ способен воспринимать довольно едкие нападки подобающим образом — точно так же действуют американские конспирологические триллеры вроде «Цели номер один» или «Родины». И если они выносят на суд общественности некомпетентность госорганов и двойственность войны с терроризмом, то фильм Крыжовникова предупредил о социальных проблемах. В его основе лежат, естественно, не призывы против водки и российского шансона, а в первую очередь предостережения о безграничном классовом разрыве в России, который сглаживается лишь в особых случаях.

«Горько! 2» на этом фоне выглядит как исключительно коммерческий проект. Фальшивые похороны, бандитские разборки и галлоны спирта здесь — декорации для веселого аттракциона, наспех снятого на волне популярности оригинала.

Фильм, при этом, набит внутренними отсылками (и при том продолжает традицию оригинала в явном цитировании голливудских культовых фильмов) и работает на зрителя, уже знакомого с первой частью. GoPro, милый дебошир дядя Толя и, конечно, пьяный Светлаков.

Заботливо ведя за руку по сюжету картины, режиссер старательно подкладывает смешные, но наигранные сцены, в которые не хочется верить. Естественно, весь маскарад с похоронами был затеян в позитивном ключе, чтобы не портить атмосферу, но вместо простора для рассуждений «Горько! 2» предоставляет нарезку странных скетчей.

Gorko 2 наверх

Ругать фильм в отсутствии цельности, однако, ни в коем случае нельзя. Как с технической, так и с исполнительной стороны «Горько! 2» — талантливая и бескомпромисссная, не высокомерная и не пошлая комедия.

Проблема в том, что в сиквеле «Горько» не во что верить, и не в чем разбираться. Классового конфликта как такового нет, из трагической церемонии (похорон) сделали фарс, а диссонанс между любовью у разных поколений здесь и вовсе обходят стороной.

Однако хочется верить, что после небольшой неудачи (а «Горько! 2», несмотря на все огрехи, кино достойное) авторы вернутся и сделают действительного конкурента «Левиафану»*.

* Примечание: продюсеры фильма «Горько!» недавно оспаривали решение российского оскаровского комитета. Вместо «Левиафана» Андрея Звягинцева, по их словам, нужно было отправить кино, которое было принято миллионами россиян, а именно — картину Жоры Крыжовникова.

Для обзоров Kloop.kg введена новая пятизвездочная система оценок с шагом в полбалла. Так, 3 звезды аналогичны оценке 6 из 10.

Фильм «Горько! 2» режиссёра Жоры Крыжовникова с Яном Цапниковым и Юлией Александровой в главных ролях идет в бишкекских кинотеатрах с 23 октября.