В Кыргызстане в последнее время увеличились случаи нападений на представителей охранных агентств, обеспечивающих безопасность перевозок денежных средств.
Оригинал опубликован на сайте радио «Азаттык».
Зачастую случаи разбоев с похищением миллионов долларов и кровопролитием остаются не раскрытыми. В связи с этим Генеральная прокуратура взяла на себя расследование дел, которые ранее были в ведении Министерства внутренних дел. Профессиональные чекисты предполагают, что за этими преступлениями могут стоять сотрудники правоохранительных органов, действующие совместно с организованными преступными группами.
Последний случай разбойного нападения произошел 3 ноября в городе Токмаке перед зданием мэрии. Неизвестные напали на инкассаторскую машину охранного агентства, которая везла выручку нескольких АЗС компании «Брент». В результате нападения были похищены оружие и крупная сумма денег, пострадал один сотрудник охранного агентства.
Пресс-секретарь УВД Чуйской области Нурбек Токтосунов отметил, что нападавшие пока не задержаны. По его словам, деньги принадлежали компании «Брент». Вместе со следователями ведется сейчас уточняется сумма похищенного. По данным милиции, в нападении принимали участие четыре человека, определены особые приметы участников разбоя, они объявлены в розыск.
А страдают предприниматели
Ранее в Бишкеке было совершено нападение на инкассаторскую автомашину охранного агентства «Дельта-Восток», начальник охраны был убит, два сотрудника ранены. В результате нападения было похищено 1,7 миллиона долларов, принадлежащие туристическим компаниям «Аэро-Тур» и «Адал-Туризм». Это были деньги торговцев рынка «Дордой», которые должны были их отправить в Турцию на закупку товаров.
Руководитель компании «Аэро-Тур» Александр Коптев пожаловался, что прошло более 45 дней, однако дело еще не раскрыто:
— Люди, доверившие нам свои деньги, живут в надежде, что деньги им будут возвращены. Мы пытаемся их успокоить, просим подождать еще. А милиция только и заявляет, что идет следствие, что пока ничего нового нет. Чекисты сначала сообщили, что были задержаны два милиционера, но потом заявили, что те были причастны к другому делу. В милиции нам говорили о каких-то зацепках, однако до сих пор результатов нет.
В следственных органах почему-то держат в тайне информацию о показаниях пострадавших сотрудников охранного агентства. Также якобы в целях безопасности засекречены личные данные и место, где лечатся пострадавшие сотрудники. Хотя, спустя некоторое время, была распространена информация о задержании сотрудниками Государственного комитета национальной безопасности двух сотрудников Управления по борьбе с организованной преступностью ГУВД города Бишкека.
Представитель пресс-службы Министерства внутренних дел Эрнис Осмонбаев отметил, что поначалу говорили о причастности двух задержанных сотрудников милиции к нападению в Токмаке на инкассаторскую машину, но потом выяснилось, что они имеют отношение к другому преступлению:
— Неподтвержденную информацию о том, что они причастны к данному тяжкому преступлению, распространили специально. Однако в действительности оказалось не так.
Расследованием скандального разбойного нападения нападения сначала занималось ГУВД города Бишкека, однако столичные следователи не добились успеха в этом. Поэтому прокуратура взяла на себя это уголовное дело. Спецслужбы пока не подтверждают, но и не опровергают информацию о причастности двух сотрудников столичной милиции к нему. Суд же оставил их под арестом до завершения следствия.
Грязные методы
Загадочные обстоятельства, возникающие в ходе расследования данного дела, вызывают подозрения: возможно, к делу причастны влиятельные силы. Как правило, в охранных агентствах работают бывшие сотрудники правоохранительных органов и силовых структур. Поэтому есть место подозрениям, что они могут иметь тесные связи с бывшими коллегами, которые работают в органах. Ведь неспроста по подозрению задержаны два сотрудника столичной милиции.
Бывший заместитель председателя ГКНБ Артур Медетбеков связывает нераскрытые скандальные дела по разбойным нападениям с использованием преступниками проверенных методов для быстрого получения крупных сумм:
— Разбои с похищением крупной суммы денег стали обычным явлением, поскольку сотрудники милиции, которые научились зарабатывать деньги нечистоплотными методами, идут на такие преступления потому, что не несут ответственности. У них есть методы получения информации о том, где может проходить крупная сумма денег. Они могут незаконно прослушивать телефонныепереговоры, а полученную информацию использовать в своих преступных целях. В конкретном деле все говорит о том, что разбой проведен при участии специалистов, которые не оставляют следов, ликвидируют все улики, чтобы следствию не было, за что зацепиться.
Пропавшие 4,5 миллиона
Нападение на инкассаторов в Токмаке — не первое и не единственное дело, которое не раскрыто. Только недавно в Оше было совершено нападение на пункт обмена валюты, когда неизвестная вооруженная группа похитила крупную сумму денег. Однако до сегодняшнего дня по данному делу не задержаны подозреваемые.
Ровно год назад возле аэропорта города Оша неизвестные напали на человека и похитили его сумку с 4,5 миллиона долларов. Пострадавший остался жив. Позже был задержан один из участников разбойного нападения, который вернул четверть похищенного. Однако до сегодняшнего дня неизвестно, кому принадлежала столь крупная сумма денег, чем закончилось дело.
Эксперт Артур Медетбеков считает, что в этом деле есть скрытые обстоятельства. По его словам, была информация о том, что 4,5 миллиона долларов были предназначены для передачи из Оша влиятельноой персоне в столице:
— Узнавшая об этом преступная группа напала на человека в аэропорту Оша, завладела деньгами и успела скрыться. Неизвестно, чем закончилось это дело. Источник этих денег тоже был подозрительный. Не было известно, что это были за деньги, от кого и кому они передавались. Следствие было закрыто для общественности, обстоятельства дела так и остались загадкой, что говорит о том, что к этому делу имели отношение влиятельные кланы.
Бывший министр внутренних дел Омурбек Суваналиев связывает увеличение случаев разбойных нападений с обострением криминогенной ситуации. Суваналиев подозревает, что «дирижерами» всех этих дел могут быть организованные преступные группы:
— Есть криминальные группы, которые специализируются именно на таких преступлениях. В милицейской практике не так уж и трудно определить характер, методы и почерк преступников, а также принадлежность их к определенной группе. Вопрос только в том, какие препятствия возникают на пути следователей при раскрытии той или иной преступной группы. Это очень важно.
И если такие преступления совершаются, но никто не обращает внимания на бездействие органов при раскрытии таких преступлений, значит, есть заинтересованные в этом лица. Вот в такой конкретной ситуации руководство силовых органов должно было ответить на все вопросы, но у нас так не бывает. Если надо, то в дело должны вмешаться президент или премьер-министр, чтобы взять на контроль ход расследования.
Тем временем ряд ветеранов МВД предлагают парламенту обратить внимание на обострение криминогенной ситуации в стране, однако пока парламент не внес в повестку дня данный вопрос.
Генеральная прокуратура, несмотря на то, что взяла под свой контроль дела о разбойных нападениях, пока не озвучивала информацию об организованных группах, причастных к этим преступлениям.