Президент Алмазбек Атамбаев заявил в интервью кыргызским телеканалам, что национализация Кумтора может стать «единственным выходом» из ситуации, а момент создания совместного кыргызско-канадского предприятия «упущен».

Интервью Атамбаева было показано 1 декабря на кыргызских телеканалах в честь трехлетия его президенства. В этом разговоре глава государства сказал, что у властей Кыргызстана может остаться только один выход — национализация Кумтора.

Кумтор — золоторудное месторождение в Кыргызстане, которое разрабатывается канадской компанией «Центерра». Кыргызские власти, в свою очередь, имеют около 33 процентов акций в «Центерре».

Однако, 47 из 77 млн. акций Кыргызстана в «Центерре» были арестованы в середине октября этого года в рамках судебного решения по другому делу.

«В такой ситуации мы уже не сможем даже совместного предприятия создавать, потому что акции наши, получается, что большая часть, арестованы. То есть, мы момент, когда можно было создать совместное предприятие между Кыргызстаном и «Центеррой», упустили, к сожалению», — сказал Атамбаев.

Президент считает, что правительство и парламент не хотят брать на себя ответственность за принятие решения по Кумтору.

«Мы все резервы, ресурсы времени на сегодня уже, фактически, исчерпали. Надо принимать решение, я считаю, в течении декабря месяца — или одно, или другое, или третье, но надо принимать решение», — сказал Атамбаев.

Он добавил, что «часто хочет своим указом все вопросы порешать», но, по его словам, «к сожалению, а может, к счастью» этого нельзя сделать, потому что Кыргызстан — не президентская, а парламентская страна.

Атамбаев интервью

В интервью Атамбаев выразил сожаление тем, что парламент в конце 2013 года не поддержал решение правительства бывшего премьер-министра Жанторо Сатыбалдиева по созданию совместного кыргызско-канадского предприятия с «Центеррой» на паритетных началах.

«Правительство тоже уже, видимо, после предыдущего правительства, видимо, оно просто боится, и оно сегодня заняло позу страуса: голова в песке, ничего не вижу, ничего не слышу. Я боюсь, что в результате у нас останется всего один выход — это национализация», — сказал он.

Атамбаев ранее говорил в октябре этого года после ареста акций Кыргызстана в «Центерре», что надо «идти на решительные меры». Однако, он тогда не пояснил, что эти «решительные меры» значат.

«Национализация, а что дальше?»

Эксперт по правовым вопросам Шерадил Бактыгулов сказал в интервью Kloop.kg, что, если Кумтор будет национализирован, то Кыргызстан ждут «большие юридические тяжбы, перспективы которых не оценены».

«Несмотря на то, что в Кыргызстане большие запасы золота, их разработка затруднена. И ситуация с Кумтором приведет к тому, что доверие к стране упадет. Ведь нет гарантий, что соглашение между компанией и правительством защищает инвестора. Кыргызстан даже не входит ни в один рейтинг кредитоспособных государств, согласно которым инвесторы принимают решения о том, приходить в страну или нет», — сказал он.

Эксперт сомневается, что Кыргызстан сможет поддерживать добычу золота на месторождении Кумтор после возможной национализации месторождения.

«Можно, конечно, национализировать и оборудование, но вопрос стоит в том, что дальше? Кто будет поддерживать и разрабатывать рудник? Кто будет покупать завозить новое оборудование? Стоимость одного колеса грузовика там равна стоимости двухкомнатной квартиры», — сказал он.

Бактыгулов говорит, что даже если предприятие продолжит свою работу уже национализированным, то проблемой станет реализация золота.

«Есть ли у нас гарантии того, что это золото не будет арестовано по международному ордеру, как только покинет границы Кыргызстана? И аресты будут накладываться до тех пор, пока канадская компания не получит сумму своего иска», — заключил эксперт.

Переговоры с «Центеррой»

При этом, вице-премьер-министр Кыргызстана Тайырбек Сарпашев заявил на заседании правительства 3 декабря, что переговоры по созданию совместного предприятия с «Центеррой» продолжаются.

«В данный момент переговоры с канадской стороной идут. Есть противоречия по отдельным пунктам, но над ними работают наши эксперты. Надеемся, в течение двух-трех дней будут оглашены результаты переговоров», — цитирует Сарпашева информационное агентств КирТАГ.

По его словам, кыргызская сторона настаивает на введении пункта, согласно которому даже если в январе 2015 года не будет подписано новое соглашение, то дивиденты все равно будут поделены поровну.

В октябре 2014 года Токон Мамытов, глава госпредприятия «Кыргызалтын», которое управляет акциями Кыргызстана в «Центерре», заявлял, что стороны договорились о создании совместного предприятия с равными долями.

«В ближайшее время мы планируем провести окончательные переговоры в Бишкеке, где будут решены последние вопросы, связанные с созданием совместного предприятия», — говорил тогда Мамытов.

Кыргызстан ведет переговоры о реструктуризации «Кумтора» на протяжении последних двух лет. Власти страны считают, что соглашения по золотодобывающему предприятию 2003 и 2009 года были «несправедливыми», так как впоследствии доля Кыргызстана в нём сократилась с 67 процентов до 33 процентов.

Разговоры о национализации

Парламентская фракция «Ата Мекен» во главе с депутатом Омурбеком Текебаевым подняли осенью 2014 года вопрос о национализации месторождения Кумтор после ареста 47 млн. акций Кыргызстана в «Центерре».

Депутаты внесли на рассмотрение правительства и парламента законопроект о национализации Кумтора. Однако лидер фракции президентских социал-демократов Чыныбай Турсунбеков назвал эту инициативу «популизмом».

Первыми после апрельской революции 2010 года вопрос о национализации Кумтора подняли депутаты парламентской фракции «Ата-Журт» — они провели митинг в октябре 2012 года за передачу месторождения в собственность государства.

Но акция закончилась судебными тяжбами против депутатов, которые, в итоге, лишились своих кресел в парламенте. А требования по национализации начали исходить от местных жителей Иссык-Кульской области, где находится месторождение.

Впервые о национализации Кумтора начали говорить в 2007 году — вице-спикер кыргызского парламента того времени Кубанычбек Исабеков и группа депутатов поднимали этот вопрос. Однако правительство отказалось национализировать месторождение.

Со-автор: Медина Джумашева