Российский медиа-гигант вышел на кыргызский рынок новостей

Международное агентство «Спутник», созданное российским медиа-холдингом «Россия сегодня», запустило версию для Кыргызстана. Эксперты связывают это с интеграцией Кыргызстана в Таможенный и Евразийский экономические союзы.

Запуск бишкекского бюро «Спутника» состоялся 10 декабря 2014 года — сайт, расположенный по адресу sputnik.kg, имеет версию на кыргызском и русском языках.

«Спутник» пишет в своём пресс-релизе, что «не оставит без внимания ни одно важное событие» в Кыргызстане. Глава бишкекского бюро Елена Череменина связывает открытие офиса с намерением Кыргызстана войти в Таможенный (ТС) и Евразийский экономический союзы (ЕАЭС).

«Скоро Киргизия намерена вступить в Таможенный союз. Это открывает большие перспективы для экономического развития. Россия — стратегический партнер страны, и Sputnik будет рассказывать о реалиях сегодняшнего дня. Наш ресурс станет важным инструментом для понимания происходящих в республике событий», — цитирует «Спутник» своего руководителя.

Согласно пресс-релизу, контент портала будет содержать не только текстовые материалы, но и видео, инфографику, фото, онлайн-эфиры, интернет-голосования. Российский «Спутник» ориентирован на зарубежных читателей, по аналогии с западным «Радио Свобода».

«Качество информации Sputnik определяется высоким профессионализмом его журналистов, эксклюзивностью и скоростью подачи информационного контента, глубокой и всесторонней проработкой тем текущих мировых событий, а также непредвзятым и объективным отношением к ним», — сказано в пресс-релизе.

Усиление конкуренции и влияние России

Опрошенные Kloop.kg медиа-эксперты считают, что появление «Спутника» на кыргызском рынке новостей может усилить конкуренцию среди информационных изданий, но в то же время говорят об агентстве как «инструменте внешней политики» России.

Главный редактор vb.kg Дина Маслова считает, что одна из причин запуска бишкекского бюро «Спутника» связана с вступлением Кыргызстана в ТС и ЕАЭС. По её мнению, в рамках интеграционного процесса, России необходимо усиление информационной активности.

«По поводу того, как это повлияет на медиа рынок — как минимум, повлияло в сторону того, что у этого агентства одни из самых высоких зарплат на рынке. Хорошо, что появится еще один конкурент. То есть, это интересно», — считает она.

Бывший главный редактор агентства K-news Алтынай Джуманазарова говорит, что в условиях образования ЕАЭС и ТС создание «Спутника» — «ожидаемый шаг».

«В то же время все понимают, что на фоне усиления международной напряженности и растущей роли медиа, Sputnik – один из инструментов внешней политики Российской Федерации», — говорит она.

Джуманазарова задается вопросом, сможет ли бишкекское бюро конкурировать с местными производителями новостей — по её мнению, информационное поле в Кыргызстане «перенасыщено».

«Правильным решением было сделать стартовой кыргызоязычную версию – этот сегмент аудитории толком не освоен и имеет большой потенциал. Интересно будет понаблюдать, как теперь поведет себя аудитория, вскормленная пресловутой кыргызоязычной прессой и «Азаттыком» – сможет ли она переваривать новости, написанные по российским стандартам», — сказала она.

Бывший главный редактор надеется, что появление такого конкурента как «Спутник» в новостной среде Кыргызстана вызовет «качественный скачок всей отрасли».

Автор новостного портала EurasiaNet Крис Риклтон написал в своей заметке, что с появлением бишкекского бюро «Спутника» в Кыргызстане стоит ожидать «всплеска российской пропаганды».

«Сейчас репортажи Sputnik.kg не показывают ничего из той раболепной предвзятости, которая стала брендом российских государственных СМИ, в частности, во время кризиса в Украине. Но в любом случае политическая элита Кыргызстана в последнее время берет курс на сближение с Россией», — пишет он.

Что такое «Спутник»

Российское международное агентство «Спутник» было создано 10 ноября этого года медиа-холдингом «Россия сегодня».

Главный редактор «России сегодня» Маргарита Симоньян рассказывала российскому изданию журнала «Форбс», что «Спутник» был создан «специально для работы на заграничную» аудиторию.

Симоньян добавила, что агентство будет освещать «в первую очередь местные новости».

«Нет в мире такой аудитории, которая готова смотреть новости из России на английском языке каждый день. Мы хотим большую аудиторию, а большая аудитория хочет знать о себе. Более того, она хочет знать о себе то, что ей не рассказывают ее собственные СМИ», — цитирует её «Форбс».

Генеральный директор «России сегодня» Дмитрий Киселёв сказал на открытии агентства, что работа организации будет направлена на создание «многоцветного, многоукладного мира».

«Многие уже понимают, что необязательно во всем этом ассистировать американцам. Россия предлагает модель мира в пользу человечества. Мы за многоцветный, многоукладный мир, и в этом у нас множество союзников, поэтому наша медиагруппа и запускает новый глобальный бренд Sputnik», — цитирует Киселева РИА Новости.

Обозреватель газеты «Ведомости» Андрей Колесников писал после запуска «Sputnik», что агентство «пародирует стары пропагандистский бренд» радио иностранного вещания «Спутник», существовавшее в Советском Союзе.

«Sputnik — это сигнал о возвращении противостояния ценностей. До сих пор информировать, подрывая, и подрывать, информируя, не нужно было никому. Но начавшееся ралли — гонка санкций, вооружений, информационных ресурсов — это ли не холодная война?» — пишет Колесников.

Известный телеведущий Владимир Познер заявил, что создание ресурса о России для зарубежной аудитории — «напрасная трата сил и времени».

По его мнению, образ России в США и Европе «крайне негативный», а в Китае и постсоветских республиках Средней Азии отношение к ней «позитивное».

«В общем, все это весьма забавно, если не задумываться о том, во что это обойдется российскому налогоплательщику. Советское иновещание было чрезвычайно затратным проектом. Лично я не хотел бы отдавать на это свои налоги, но об этом меня как-то не спрашивают», — цитирует Познера «Лента.ру».