Представитель Духовного управления мусульман Кыргызстан заявил в интервью Kloop.kg, что пока не может осудить убийство сотрудников французского сатирического журнала «Шарли Эбдо», потому что «не знает причину» произошедшего.

Заведующий отделом образования при ДУМК Аким Эргешов заявил в интервью Kloop.kg, что его управлению «трудно осуждать» кого-либо по поводу теракта, произошедшего 7 января в Париже.

«Осуждать нам трудно сейчас, в какой-то мере. В первую очередь, осуждать мы не в праве. Во-вторых, мы не знаем, в чем была причина там”, — сказал Эргешов.

Характеризуя произошедшее, он использовал термин «самосуд», однако подверг критике и работу карикатуристов издания «Шарли Эбдо», которое подверглось атаке.

«Я лично, как мусульманин, уже несколько раз слышал и видел, что в прямом смысле они топтали мои чувства такими поступками. Но, может быть, это была их участь, и они сами к этому шли», — сказал дословно Эргешов.

Озвученная в интервью Kloop.kg позиция стала первой реакцией Духовного управления мусульман Кыргызстана на теракт в Париже.

Теракт

Нападение на редакцию сатирического журнала «Шарли Эбдо» произошло 7 января. Жертвами террористов стали 12 человек, четверо из которых — известные художники-карикатуристы, а также двое полицейских. Ранены 10 человек.

Французская полиция задержала более 10 человек, подозреваемых в причастности к подготовке теракта.

Двое нападавших, братья Саид и Шериф Куаши, были объявлены в розыск и по сообщениям французских властей их местонахождение уже установлено.

«Шарли Эбдо» известен своими сатирическими публикациями, в том числе карикатурами на религиозную и политическую тематику.

Нападение на редакцию совпало с выходом нового номера журнала с публикацией французского писателя Уэльбека, известного своими антиисламскими настроениями.

Редакции «Шарли Эбдо» уже угрожали из-за карикатур на пророка Мухаммеда и сатиры на исламский фундаментализм. В 2011 году неизвестные сожгли офис журнала, бросив в окно бутылку с зажигательной смесью.

Власти Кыргызстана отреагировали на теракт сутки спустя — 8 января Алмазбек Атамбаев выразил соболезнования президенту Французской Республики Франсуа Олланду.

Атамбаев заявил, что Кыргызстан решительно осуждает любые виды экстремизма и терроризма, угрожающие международной безопасности и спокойствию мирных граждан

Полная версия интервью с представителем ДУМК:

Kloop.kg: Как вы знаете, вчера двое неизвестных ворвались в офис парижского журнала, который был известен своими карикатурами, в том числе и на пророка Мухаммеда…

Эргешов: Знаете, порядок жизни в Европе отличается в целом от нашего.

И, конечно, по правам человека запад является центром внимания. Все люди стараются, чтобы все правовые нормы, все человеческие отношения соблюдались как следует. И все стараются, чтобы все было как в Европе.

Но, к сожалению, иногда мы замечаем, что люди действительно там, особенно определенные журналы или какие-то группы, известные как этот журнал, не отреагировали на чувства верующих.

Здесь мы определенно не можем говорить, что там вообще было и как это случилось.

Если говорить о смерти 11 человек в Европе, то, при этом, мы должны думать о миллионах людей, которые погибают в других местах под бомбами, под прямыми авиаударами.

Даже осуждать нам трудно сейчас в какой-то мере. В первую очередь, осуждать мы не в праве. Во-вторых, мы не знаем, в чем была причина там.

Конечно, говорят из-за каких-то карикатурных изданий или кинокомедий… Я помню, действительно, в интернете увидел, в последний раз они снимали фильм “О виновности мусульман” [прим. ред. — очевидно, Эргешов имеет в виду фильм «Невинность мусульман»].

Kloop.kg: Нет-нет, сейчас мы говорим о случае с французской газетой.

Эргешов: Ну, знаете. Поэтому и говорю. Посмотрев этот фильм, я сам лично видел. Даже дураку на ум не придет снимать такой фильм и распространять.

Эргешов

Kloop.kg: Считаете ли вы, что это по-мусульмански — противостоять западному мнению именно таким способом?

Эргешов: Знаете, вообще Ислам говорит, что права каждого человека должны быть защищены. Каждый человек должен быть защищен.

Kloop.kg: Как же те люди, которых расстреляли? Их права были защищены?

Эргешов: Я видел в интернете, оказывается, им несколько раз даже угрожали и предупредили, чтобы перестали издавать такие карикатуры и рисунки.

Дальше, они, наверное, не смогли найти выход. Я не знаю, что там было. Поэтому мы далеки от таких поступков, от такого мнения. Что так положено поступать с ними.

Мусульманский мир уже более 200 лет никому не вредит. А вот только одна мусульманская умма страдает от других целыми годами.

Что же происходило в Ираке? Что же происходит сейчас в Сирии? В Мьянме? Где льется кровь [рекой]. О таком ажиотаже даже речь нигде не шла.

А сейчас даже смотришь телевизор, там 11 человек, которые погибли. В интернет смотришь — об этом речь идет. Я просто хочу обратить внимание всех людей на то, что происходит в мире. Не то, что только во Франции.

Kloop.kg: Духовное управление мусульман Российской Федерации сегодня высказало свое мнение по поводу произошедшего. Они заявили, что убийство 12 человек — это грех. Но они также сказали, что редакция совершила грех провокации. И то, что они провоцировали, было возможно даже большим грехом. Что вы думаете по этому поводу?

Эргешов: Любой поступок сам по себе не проявится. Было что-то, что привело к этому поступку.

Я бы лично хотел сказать об этом инциденте, что действительно, если у человечества не будет каких-то определенных ценностей, то жизнь теряет свой вкус.

Если у меня не останется никаких ценностей, если у него не останется никаких ценностей, и забудем и будем смеяться над теми святынями, которые Бог нам подарил, человечеству.

Естественно это смерть ничем не проявит нам свои обиды или огорчения.

Я бы хотел еще раз добавить, что любой человек, на Западе или на Востоке, он должен не унижать чувства других и при этом соблюдать свое право.

Kloop.kg: То есть вы считаете, что убийство за оскорбление глубинных чувств, это справедливо?

Эргешов: Каждый человек в праве отстоять свои права. Он имеет право перед Богом.

Но если у человека есть свое общество, своя страна, свое государство, имеющее определенные нормы-законы, которые будут упорядочивать его жизнь, то не было бы таких печальных ситуаций.

Такую ситуацию не в первый раз я вижу. Я лично, как мусульманин, уже несколько раз слышал и видел, что в прямом смысле они топтали мои чувства такими поступками.

Но, может быть, это была их участь, и они сами к этому шли.

Конечно, мы рассуждаем как самосуд. Но французский президент должен был думать о правах своих граждан, несмотря на их вероисповедание и мировоззрение.

Kloop.kg: Этот французский журнал публиковал также достаточно много сатиры на христиан, иудеев и на разных мировых политиков. Но с их стороны не было такой радикальной реакции.

Эргешов: Потому что ислам не разделяет другие религии. Наоборот, считает, что и христианство и иудаизм — это ислам. Если я, как рядовой мусульманин, буду верить в пророка Мухаммеда и также буду с такой же верой относиться к Иисусу и Моисею.

Мои чувства к ним одинаковы. Для меня они — люди, принесшие известия от создателя. Ко всем пророкам я отношусь одинаково.

Если они не проявили по отношению к ним никакой реакции, значит это их подход к своему пророку и своим святынями. Я этим не хочу дать понять другим, что можно дать отпор смертью. Можно было и обратиться к любым инстанциям, которые предупредили бы такой печальный инцидент.