Какое будущее у iPad?

Компания Apple дала на этой недели три важных новости, среди которых затерялись предостерегающие цифры о планшете корпорации. О том, почему будущее iPad и класса планшетов в принципе уже не столь радужно, каким его описывали несколько лет назад — разбирается обозреватель Kloop.kg Азамат Омуралиев.

Новость номер один: за первый финансовый квартал 2015 года компания Apple получила рекордную в истории бизнеса чистую прибыль — больше в истории не зарабатывала ни одна компания планеты. 18 миллиардов долларов США, заработанных Apple — абсолютный рекорд, превзошедший самые высокие показатели любых других корпораций. Предыдущий максимальный показатель квартальной прибыли принадлежал нефтяной компании ExxonMobil, заработавшей в 2012 году 15.9 миллиардов долларов США.

Новость номер два: Apple впервые с 2011 года обогнала Samsung по показателям продаж смартфонов. Обе компании продали в первом финансовом квартале 2015 года около 74 миллионов телефонов — показатель Apple выше примерно на 500 тысяч единиц. Таким образом, Apple стала лидером рынка смартфонов.

Новость номер три: умные часы Apple Watch выйдут в апреле этого года. Несмотря на то, что Тим Кук обещал релиз часов в начале года, по его словам весна в это понятие входит — в компании делят год на три сезона, где первый заканчивается как раз апрелем.

15005766610_22ea03daa4_k

Однако от многих утекли и не менее интересные факты. Во-первых, компания сильно укрепила свои позиции в Китае, одном из самых перспективных рынков сбыта. Исключительно за счет одних продаж в Китае компания Xiaomi, например, находится на пятом месте по мировым продажам смартфонов — и это о чём-то да говорит.

Тем удивительнее тот факт, что Apple, чья продукция дороже большинства предлагаемых вариантов на китайском рынке, стала лидером по продажам телефонов, обогнав Lenovo, Huawei и ту самую Xiaomi.

Во-вторых, увеличились продажи продажи MacBook. В этом квартале компания продала 5.5 миллионов ноутбуков, что на 14 процентов больше аналогичных показателей за прошлый год.

И, в-третьих, заметно упали продажи iPad. Квартальные показатели этого года на 18 процентов ниже показателей 2014-го. Вместо 26 миллионов планшетов, проданных за аналогичный период прошлого года, в этом Apple продала 22.86 миллионов устройств iPad.

О чём всё это говорит?

Естественно, о смерти класса планшетов можно будет не говорить еще очень долго: несмотря на драматические показатели продаж iPad (которые ни разу не снижались с момента анонса устройства в 2010 году), мировые отгрузки планшетов ежегодно растут. Впрочем, и эти темпы роста заметно снизились: если в 2013 году продажи планшетов увеличись больше чем в полтора раза в сравнении с 2012 годом (195 миллионов проданных устройств против 116 миллионов), в 2014 этот показатель роста заметно упал. В 2014 году было продано 233 миллиона планшетов.

Интерес к планшетам есть, он просто остыл: с 2010 года пользователи уже привыкли к этому классу, и он теперь воспринимается как нечто среднее между телефоном и ноутбуком. Но именно здесь вырисовывается одна из главных угроз.

На момент запуска продаж iPad выглядел очень выгодно и обособленно: он имел десятидюймовый дисплей, автономно работал больше 10 часов и при этом справлялся со своими обязанностями довольно шустро — не в последнюю очередь благодаря слаженной архитектуре iOS и наличию SSD. В те времена «айфон» с 3.5 дисплеем считался стандартом среди смартфонов, а ноутбуки держали заряд от 2 до 7 часов максимум.

Планшет первого поколения iPad, представленного в 2010 году
Планшет первого поколения iPad, представленного в 2010 году

Сейчас всё обстоит иначе. 6-дюймовые смартфоны становятся новой нормой, а ноутбуки даже среднего ценового сегмента (и даже на Windows) теперь работают по 9-10 часов. Google продвигает свои дешевые Chromebook, логично и более успешно продолжающие идею нетбуков, а Microsoft показывает неплохие показатели продаж своего гибридного планшета Surface Pro, который способен без лишних усилий выполнять функционал ноутбука.

iPad и планшеты действительно смотрятся нестабильно как межклассовый сегмент, у которого довольно туманное предназначение. И если пять лет назад для «сёрфинга» в Сети и чтения книг планшеты еще подходили, то теперь оправдывать покупку планшета всё меньше причин.

iPhone 5, iPhone 6 Plus и iPad Mini Retina
iPhone 5, iPhone 6 Plus и iPad Mini Retina

С другой стороны, как оказалось, жизненный цикл планшетов значительно превышает срок эксплуатации телефонов. Пользователи отказываются обновлять свои планшеты, в то время как телефоны меняют примерно каждые два года. Естественно, этот показатель у iPad , ввиду ежегодного обновления линейки продуктов, всё же выше, чем у ноутбуков, но сам факт говорит о том, что большинству рядовых пользователей вполне хватает того, что делает их уже имеющийся планшет.

И цифры это подтверждают. Согласно прогнозу IDC темпы роста продаж планшетов будут стремительно падать как минимум ближайшие три года — и доля Apple на рынке будет лишь сокращаться.

В Apple, кажется, проблему видят — на последних презентациях новых iPad и в рекламных роликах компания продвигает использование планшетов в работе. Действительно, мобильность и лёгкость iPad позволяет использовать его в нетривиальных ситуациях, но ограниченность функционала планшетов всё равно не позволяет их использовать в качестве полноценной замены ноутбуку или тем более стационарному компьютеру. И с поджимающими диагоналями увеличивающихся телефонов возникает обратная сторона проблемы.

https://www.youtube.com/watch?v=ROZhrRm88ms
Один из рекламных роликов iPad Air 2, в котором демонстрируется использование планшета в мастерской, на фабрике и в офисе

Выпуском 4.7-дюймового iPhone 6 и 5.5-дюймового iPhone 6 Plus компания поставила покупателей перед еще одной дилеммой. Зачем обладателям фаблетов и «макбуков» планшет, который по возможностям никак не отличается от телефона? «Ганнибализм» Apple явно заметен, и, кажется, нас ждут перемены.

Сразу несколько влиятельных источников не первый месяц говорят о возможном выходе 12-дюймового iPad Pro со стилусом. Вполне возможно, что в истории iPad это будет самым большим обновлением — со стагнацией на рынке Apple мириться точно не хочет.