Эффективная борьба с синтетическим наркотиком — «спайсом» — начнется весной, после вхождения Кыргызстана в Таможенный союз, сообщила Государственная служба по контролю наркотиков (ГСКН). Милиция пока не выявила факт распространения.
Представитель ГСКН Нуржан Садыралиев сказал в интервью Kloop.kg, что пока законодательство Кыргызстана не позволяет правоохранительным органам эффективно бороться с распространением «спайса».
После вхождения Кыргызстана в Таможенный и Евразийский экономический союзы законодательство по контролю за оборотом наркотиков будет приведено в соответствии с требованиями объединения.
Это, по словам представителя ГСКН, позволит запретить распространение «спайса», состав которого постоянно меняется. Сейчас изменчивость формулы вещества не позволяет наркоборцам внести «спайс» в список запрещенных.
«Будем исходить из Таможенного союза. Сказать, что мы что-то планируем, пока нельзя. Все эти [меры] мы будем делать после вхождения. Мы должны сначала привести все в соответствии с Таможенным союзом», — сказал Садыралиев.
Сотрудник пресс-службы Министерства внутренних дел Эрнис Осмонбаев сказал Kloop.kg, что пока не выявлено ни одного факта распространения «спайса». Объявления о продаже синтетического наркотика появились на стенах зданий Бишкека в конце февраля.
«На сегодня ни одного факта незаконного хранения, распространения, сбыта этих «спайсов» не зафиксировано. По недавним надписям на улицах Бишкека проводятся оперативные мероприятия», — сказал он.
Законопроект о запрете
Осмонбаев сказал, что сейчас разрабатывается законопроект о запрете «спайса».
«У нас разрабатывается закон по включению «спайса» в состав наркотических веществ. Пока закон разрабатывается. Этим должна заниматься ГСКН. Думаю, что в ближайшем времени проект закона будет разработан», — сказал он.
Видео: как корреспонденты Kloop.kg искали «спайс»
Обсуждение «спайса» началось активно в кыргызском сегменте Интернета после публикации на Kloop.kg новости о распространении наркотиков в Бишкеке. На новость отреагировал глава ГСКН Алимбай Султанов, который поднял этот вопрос в парламенте.
Депутат Жогорку Кенеша Турсунбай Бакир уулу написал в комментариях к новости, что инициировал законопроект о запрете «спайса». С самим парламентарием пока связаться не удалось.
«Я как раз закончил проект закона, запрещающего «спайсы», и он направлен на имя спикера парламента. Оттуда закон поступит в профильный комитет», — написал он.
«Нужно принимать меры прямо сейчас»
Глава Центральноазиатского центра по наркополитике Александр Зеличенко сказал в интервью Kloop.kg, что «спайс» быстрее вызывает зависимость, чем, например, героин.
«У «спайсов» эффект моментальный. В отличие от опиатов, он практически моментально начинает бить на здоровье, он молниеносно убивает клетки мозга и действует на внутренние органы человека. Прежде всего это мощнейшая атака на печень», — сказал он.
Зеличенко говорит, что изменчивость состава «спайса» — главная проблема для введения запрета со стороны властей.
«[ГСКН] не может контролировать и работать на опережение. Нас (Кыргызстан) все время опережают и даже не на шаг, а на полгода. Россияне что сделали, они бились, бились, бились и пришли к тому, что Госдума дала Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков оперативно реагировать и оперативно вносить изменения вот в эти списки», — сказал он.
Российский сайт “The Village” писал в октябре 2014 года, что европейские власти в 2000-х годах столкнулись с той же проблемой: пока ответственные органы запрещали одну формулу «спайса», на рынке появлялись десятки новых, незапрещенных.
«Чтобы внести вещество в список наркотических и психоактивных, необходимо долго проверять его действие, а потом точно описать формулу, которая и оказывается запрещенной. Вот только к этому времени китайские химики успели немного изменить эту формулу, и на прилавках оказалось другое вещество со схожим эффектом — и непредсказуемыми последствиями», — пишет “The Village”.
Зеличенко считает, что «спайс», который начали распространять в Кыргызстане, привезен из Китая.
«В основном, эти смеси приезжают из Китая. И вот тогда и надо было начинать бить тревогу в этом направлении. Я думаю, пока что их привозят сюда в готовом виде, потому что я не слышал, что их здесь уже готовили», — сказал он.