Первый зампомощника госсекретаря США Ричард Хоугланд назвал «нонсенсом» заявления кыргызских властей о том, что Штаты пытаются «дестабилизировать обстановку в Кыргызстане».

Хоугланд, курирующий в Госдепартаменте США вопросы по отношениям со странами Центральной и Южной Азии, приехал в Кыргызстан для обсуждения с Министерством иностранных дел денонсацию межгосударственного соглашения о сотрудничестве.

В интервью Kloop.kg Хоугланд опроверг заявления властей Кыргызстана о намерении «дестабилизировать обстановку» в стране — он назвал эти подозрения «абсолютным нонсенсом».

«Для региональных и международных отношений очень важно, чтобы Кыргызстан был сильной и процветающей страной. […] Мы собираемся поддерживать крепкие отношения с вашей страной, которые всегда были такими», — утверждает чиновник Госдепартамента.

По его словам, денонсация соглашения с США стала «сюрпризом» для властей США.

«Как я уже говорил неоднократно: отношения между государствами, как отношения между членами семьи — иногда они ухудшаются, иногда нормализуются. […] Для нашей дальнейшей помощи народу Кыргызстана возникли некоторые проблемы, но я уверен, что мы найдем точки соприкосновения для продолжения позитивного сотрудничества между нашими странами», — считает Хоугланд.

По его словам, Государственный департамент пока не определил до конца, на чем отразится разрыв соглашения, но это «может повлиять» на сокращение финансирования программ помощи Кыргызстану.

«Я думаю, что ещё одним важным моментом является тот факт, что все это содействие требует денег американских налогоплательщиков. И Конгресс будет обязательно спрашивать, куда будут тратиться наши деньги, и это может создать некоторые трудности», — рассказал он в интервью Kloop.kg.

Хоугланд считает, что их встреча с Бешимовым была «первым шагом к взаимопониманию» между США и Кыргызстаном. По его мнению, отношения между двумя государствами остаются «хорошими» и в скором времени вернутся «в прежнее русло».

Денонсация соглашения с США

Правительство Кыргызстана денонсировало базовое соглашение о сотрудничестве с США 21 июля. Это произошло в ответ на награждение кыргызского правозащитника Азимжана Аскарова премией Госдепартамента «Защитник прав человека».

По заявлению правительства, премия Аскарову вызвала «глубокую обеспокоенность» и «крайнее удивление».

Аскаров был приговорен в 2010 году к пожизненному заключению за «организацию массовых беспорядков», «разжигание межнациональной розни» и «соучастие в убийстве милиционера» в ходе межэтнических столкновений на юге Кыргызстана в июне 2010 года.

«Решение о присуждении Аскарову премии Госдепартамента США не соответствует уровню дружественных отношений между Кыргызстаном и США, может нанести ущерб усилиям Правительства по укреплению межэтнического согласия и единства народа в Кыргызской Республике, создает угрозу гражданскому миру и стабильности общества», — заявляло тогда правительство.

Позже президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев поддержал денонсацию соглашения с США и назвал награждение Аскарова «намеренной провокацией».

«Многие говорят, ну дали и дали премию, но, как говорится, трава растет, и в нее бросают уголек. Он может вспыхнуть, а может — и нет. Но вручением премии закладывается мысль для узбеков, что с ними обходятся плохо, с этой властью не будет справедливости. Так будоражатся сепаратистские настроения. Боюсь, такой шаг Госдепа — продуманная провокация, направленная на разжигание межнациональной розни», — заявил тогда президент.

По его мнению, в Кыргызстане есть судебная система, решения которой «надо исполнять».

Он сравнил премию Аскарову с премией Рабие Кадыр — уйгурской правозащитницой из Китая, которая получила премию Госдепартамента в 2006 года.

«И через три года в Синцзяне были кровавые столкновения, и погибли более 200 человек. Есть и другие примеры — это не может не возмущать», — говорит он.

Базовый договор о сотрудничестве 1993 года подразумевал облегчение оказания помощи властям Кыргызстана со стороны США. В него было включено:

  • Снятие тарифов, пошлин, таможенных сборов с товаров и поставок, которые предоставляются или используются в программах помощи Кыргызстану;
  • Освобождение от налогов и сборов персонала и правительственных и частных организаций США, которые работают в рамках программ содействия Кыргызстану;
  • Гражданскому и военному персоналу правительства США, который находится в стране в рамках программ содействия, предоставляется статус, равный предоставляемому административному и техническому персоналу.

Азимжан Аскаров

Азимжан Аскаров ― этнический узбек ― возглавлял правозащитную организацию «Воздух» и на протяжении 15 лет освещал факты пыток со стороны милиции Базар-Коргонского района Джалал-Абадской области.

15 июня 2010 года он был задержан сотрудниками местного районного отделения внутренних дел. Власти обвинили его в «организации массовых беспорядков», «разжигании межнациональной розни» и «убийстве» участкового милиции Мыктыбека Сулайманова.

Центральноазиатские правозащитники в своем обращении к тогда ещё президенту Кыргызстана Розе Отунбаевой заявили о том, что, незадолго до задержания, Аскаров собирал информацию о жертвах беспорядков, документировал факты погромов и мародерств и делал видеосъемку.

Представители Аскарова в интервью Kloop.kg рассказывали о своих предположениях, что записи были изъяты сотрудниками милиции во время обыска в доме правозащитника. Его адвокаты не раз заявляли о пытках, которые применялись к правозащитнику в ходе следствия.

В конце 2010 года Аскаров был приговорен к пожизненному заключению Базар-Коргонским районным судом, а год спустя этот приговор оставил в силе Верховный суд Кыргызстана.

Кыргызские и международные правозащитные организации не раз обращались к руководству Кыргызстана с просьбой пересмотреть дело Аскарова и отменить пожизненный приговор.

В начале июня 2015 года, в ходе визита генерального секретаря Организации Объединенных Наций Пан Ги Муна в Кыргызстан, правозащитная организация «Бир Дуйно» выступила с новым обращением к руководству страны с требованием отменить приговор и отпустить Аскарова в связи с проблемами со здоровьем, о которых заключенный говорил ещё в 2011 году.

Съемка и монтаж: Темирлан Акимтеги и Тилек Бейшеналиев.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Где взяли такого интервьюера? Взгляд хоть куда, но только не на собеседника, речь непонятная, под нос что-то мямлит. Да еще сидит в рубашке и кроссовках. Лажа полная!

  2. я чет не увидел в интервью «в его словах» что это было для них «нонсенсом» итд итп .только автор это написал а в самом тексте нет такого!

комментарии закрыты.