Вице-премьер-министр Тайырбек Сарпашев и мэр Бишкека Кубанычбек Кулматов проверили систему голосования с использованием биометрических данных, которую будут использовать на парламентских выборах 4 октября.

В тестировании участвовали добровольцы, приписанные к избирательному участку по месту жительства — мероприятие проходило в бишкекской школе №12.

Сотрудники Государственной регистрационной службы наглядно показали работу программы и специального устройства для считывания отпечатков пальцев.

Чиновники сообщили собравшимся журналистам, что в базе каждой участковой избирательной комиссии в день выборов будут храниться биометрические данные только тех граждан, которые приписаны к участку.

Тестирование автоматизированной системы голосования проходило сразу на нескольких участках в Бишкеке и регионах Кыргызстана. Портал «Новости.kg» сообщил, что из 1350 человек, которые участвовали в апробации системы в Бишкеке, 217 граждан не нашли себя в списках избирателей на своем участке.

«В ходе тестирования обнаружились несоответствия сведений в паспорте с информацией в базе данных», — цитирует главу аппарата столичной мэрии «Новости.kg».

Вице-премьер-министр Тайырбек Сарпашев, который ответственен в правительстве за кампанию по сбору биометрических данных и организацию автоматизированной системы голосования, заявил в интервью Kloop.kg, что после окончания тестирования системы программу по распознаванию отпечатков пальцев будут дорабатывать.

В апреле 2015 года кыргызский парламент принял поправки в избирательный кодекс, согласно которым на выборах в Жогорку Кенеш 4 октября будет использоваться автоматизированная система голосования с использованием биометрических данных.

По словам Сарпашева, проголосовать можно будет только с использованием биометрических данных, которые необходимо сдать з
а 20 дней до выборов в парламент.

«После тестирования, конечно, будет улучшаться эта программа, чтобы опознаваемость по отпечаткам пальцев улучшилась. Мы начали идентификацию примерно 10 дней назад по всей стране, на каждом участке», — сказал он.

Местные СМИ ранее сообщали, что у некоторых граждан Кыргызстана, которые занимаются тяжелым физическим трудом, возникали трудности при сканировании отпечатков пальцев.

Первый вице-премьер пообещал, что к парламентским выборам 4 октября узнаваемость отпечатков пальцев «улучшится».

Сарпашев добавил, что с 2016 года правительство планирует ввести биометрические паспорта.

«С начала следующего года уже, наверное. Для начала мы сейчас купим комплект оборудования для изготовления самих паспортов. Это будет государственное предприятие, и будем печатать сами», — сказал он.

Споры вокруг биометрии

Сбор биометрических данных кыргызских граждан начался в сентябре 2015 года.

Биометрия, как обязательный элемент грядущих парламентских выборов, стала одной из самых обсуждаемых тем в Кыргызстане.

Правозащитники Нурбек Токтакунов и Токтайым Уметалиева выступили против обязательной биометрической регистрации — по их мнению, закон о биометрии «не работает» и «противоречит Конституции».

Некоторые правозащитники указывали на отсутствие безопасности в системе хранения биометрии — Государственная регистрационная служба признала это и пообещала «работать над совершенствованием» безопасности базы данных.

Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев сдал свои биометрические данные в начале июля 2015 года — одним из последних среди государственных чиновников.

По данным Государственной регистрационной службы, за 9 месяцев свои данные сдали 2,5 млн. кыргызстанцев. В 2011 году, по данным Центризбиркома, в Кыргызстане было более 3 миллионов избирателей.

Президент Атамбаев назвал «ленивыми» тех, кто ещё не сдал биометрические данные.

«Только недавно были даны такие [избирательные] права отдельной части населения Европы, США. Речь идет о «черном» населении, о женщинах. А сегодня некоторым лень сдать отпечаток своего пальца. Значит, такие люди еще не созрели для участия в избирательном процессе», — заявил он.

Высказывание президента тогда осудили некоторые правозащитники и активисты. Правозащитник Нурбек Токтакунов назвал слова президента «диктаторскими».