Городской суд Бишкека оставил экс-главу аппарата президента Данияра Нарымбаева под арестом в следственном изоляторе ГКНБ до середины сентября. Он обвиняется в «вымогательстве взятки» у семьи экс-мэра Наримана Тюлеева.

Заключение Нарымбаева в следственном изоляторе Госкомитета нацбезопасности оставила в силе судебная коллегия Бишкекского горсуда, сообщила пресс-служба Верховного суда.

«Сегодня, 12 августа, судебная коллегия по уголовным делам и делам об административных правонарушениях Бишкекского городского суда избрал меру пресечения в отношении обвиняемого Данияра Ильича Нарымбаева, оставили в силе решение первой инстанции», — говорится в сообщении пресс-службы.

Экс-глава аппарата президента Данияр Нарымбаев был задержан 22 июля по обвинению в «вымогательстве взятки» в 200 тысяч долларов США у семьи экс-мэра Бишкека Наримана Тюлеева.

«Следствием установлено, что [депутат Хаджимурат] Коркмазов в сговоре с руководителем Аппарата Президента КР Д. Нарымбаевым вымогали денежные средства в сумме 200 000 долларов США у Н.Тюлеевой за положительное решение вопроса о конфискации имущества в пользу Тюлеева, рассматриваемого Верховным судом КР», — пишет пресс-служба генпрокуратуры.

Задержание Нарымбаева произошло через неделю после ареста депутата Коркмазова — его спецслужбы и генпрокуратура задержали при получении взятки в 100 тысяч долларов.

RAP View: Выпуск 1. О задержании Коркмазова и Нарымбаева

В главном надзорном органе добавили, что в начале мая 2015 года Нарымбаев получил у дочери экс-мэра Бишкека Наримана Тюлеева Назгуль 50 тысяч долларов США. За эти деньги он должен был, согласно версии генпрокуратуры, дать указания заместителю председателя Верховного суда Канатбеку Турганбекову рассмотреть вопрос о конфискации имущества Наримана Тюлеева.

За день до ареста экс-главы аппарата президента на сайте информационного агентства 24.kg было опубликовано интервью Назгуль Тюлеевой, дочери экс-мэра. В нём она обвинила Нарымбаева в вымогательстве 350 тысяч долларов за «решение вопроса» о «незаконной» конфискации имущества у семьи Тюлеева.

«Эти деньги требовали за вынесение законного решения по вопросу незаконной конфискации. При этом нам сказали: если мы не согласимся на эти условия, усилится давление на отца, будут найдены поводы для возбуждения новых дел, и весь бизнес будет подвергаться давлению по всем возможным направлениям», — цитирует Тюлееву 24.kg.

В интервью дочь Тюлеева также говорила, что приблизительно в мае 2015 года она передала 50 тысяч долларов, «опасаясь усиления давления» — эти деньги, по её словам, Нарымбаев требовал для «законного решения вопроса» о конфискации имущества. Однако, сообщила она, позже стало известно, что это «только за звонок Турганбекову».

«Мне сообщили, что 50 тысяч долларов — смешная сумма для решения этого вопроса», — добавила дочь экс-градоначальника.

В интервью также упоминалось имя главы фракции пропрезидентской партии СДПК в парламенте Чыныбая Турсунбекова.

Отставка на фоне скандала

На следующий день после задержания Коркмазова, 16 июля, Нарымбаев попросил президента Алмазбека Атамбаева «временно отстранить» его от должности рукаппарата на время следствия, чтобы «избежать подозрений в желании повлиять на ход» расследования.

«В связи с расследованием уголовного дела в отношении депутата Жогорку Кенеша Хаджимурата Коркмазова и появившейся в прессе информации о моем задержании, заявляю о своей непричастности к предъявляемым обвинениям», — процитировала пресс-служба президента слова Нарымбаева.

Уже 20 июля глава государства уволил его и назначил на этот пост секретаря Совета обороны Темира Джумакадырова. Нарымбаев аргументировал свою просьбу об увольнении тем, что в предвыборный период руководитель должен исполнять свои обязанности.

Позже президент Атамбаев поддержал действия Генеральной прокуратуры и заявил, что арест Нарымбаева — «урок для других».

«В разговоре с ним я предупреждал, что прощу все, кроме воровства. […] Я мог бы остановить это дело. Но я не сделал этого. Наоборот, я хотел, чтобы это дело было возбуждено. Раньше говорили, что коррупция дошла до 7 этажа Белого дома. Надо очищать», — заявил глава государства.