Жогорку Кенеш V созыва провел свое последнее заседание. Сформируются ли в новом парламенте оппозиционные силы, способные высказывать альтернативное мнение?
Оригинал материала опубликован на сайте «Азаттык»
В парламенте теперь уже прошлого созыва оппозицию представляли фракции «Республика» и «Ата-Журт», в коалиции большинства состояли партии СДПК, «Ар-Намыс» и «Ата Мекен». Коалицию можно было бы назвать стабильной, если не учитывать того, что каждый год менялся глава правительства.
«Республика» и «Ата-Журт» показали свою слабость в роли оппозиции. Этому были свои причины. Первая кроется в отстранении ее лидеров от парламента и политики — усилия властей по ослаблению оппозиции оказались успешными. В такой же ситуации несколько раз оказывалась партия «Ата Мекен», которая высказывала критику по этому поводу.
После выборов в парламент пришли почти те же силы кроме «Ар-Намыса». Ведь лидеры партий «Кыргызстан» и «Онугуу-Прогресс» — Канат Исаев и Бакыт Торобаев – депутаты прошлого созыва. В Жогорку Кенеше они никогда не высказывали оппозиционные взгляды. В новых условиях обе партии готовы войти в коалицию большинства.
Не стоит ожидать, что и партия «Бир Бол» встанет в оппозицию. В составе партии числятся люди с разными взглядами и позициями, поэтому переход в оппозицию может разрушить будущую фракцию.
Если говорить об идейной стороне, то оппозицию могла бы составить фракция «Ата Мекен», однако она слишком слабая. Влияние партии, имеющей всего 11 мандатов, вызывает сомнения. Также сомнительно участие в оппозиции партии «Республика — Ата-Журт», получившей 28 мандатов. Это мнение укрепилось после того, как Камчыбека Ташиева лишили мандата. А Омурбек Бананов является в первую очередь предпринимателем и прагматиком. Поэтому он может с легкостью согласиться обменять поставленные цели по изменению Конституции на возможность войти в коалицию большинства.
Политолог Марс Сариев отметил, что среди шести прошедших в парламент нет партий способных составить оппозиционную силу:
— Была партия, которая могла стать оппозицией — это «Ата Мекен». Однако «Ата Мекен» отодвинули из-за политической борьбы. Поэтому чистой оппозиции нет. Как было раньше, во время региональной борьбы, нет и такой оппозиционной партии как «Ата-Журт». По моему мнению, оппозиция образуется тогда, когда элита не может прийти к единому мнению. А с идеологической точки зрения оппозиции в Кыргызстане и не было. Все потому что партии не имеют идеологических программ, это квазипартии.
Политолог Талант Эгембердиев отметил, что среди прошедших в парламент партий нет новых сил:
— Нет новой оппозиции, которая предложила бы новые идеи или проекты. А оппозиция всегда нужна. Она всегда должна говорить о недостатках, не давать узурпировать власть. У нас же оппозиционерами становятся те, кто не вошел в коалицию. В целом все должно быть иначе. Нет идеологической и программной оппозиции.
Общественный деятель Эдиль Байсалов выразил опасение, что новый состав парламент станет прообразом прошлого созыва. По его мнению, чтобы не допустить этого, коалиция должна формироваться на основе предложенных программ, а не распределения должностей:
— Коалиционное соглашение нужно заключать, исходя из программы партии, как это делается в развитых демократиях, а не исходя из распределения должностей. Нужно говорить об этом. Однако этого у нас не происходит. Сейчас разговоры ведутся вокруг должностей, кто к кому ближе, кто кому нравится. Это вызывает опасения.
Эдиль Байсалов добавил, что в таких условиях формируется искусственная оппозиция, которая не может критиковать правительство, она единогласно проголосует за предложенный состав правительства.
В Конституции Кыргызстана оппозиции определено достойное место. Представители оппозиции имеют право возглавлять контролирующие органы — комитет по бюджету и финансам Жогорку Кенеша КР.
Среди 14 партий только партия «Азаттык» высказывала оппозиционное мнение и заявляла о намерении установить парламентскую власть в Кыргызстане. Однако партия на выборах проиграла.