Кыргызстанские медиаэксперты заявляют, что в республике упал тираж газет. Причин этому несколько.
Оригинал материала опубликован на сайте «Азаттык»
Согласно последним исследованиям, одной из причин является рост числа пользователей Интернета. Кроме того, местные издания не соответствуют международным стандартам журналистики. Из-за этого они не могут придерживаться нейтральной позиции, тем самым привлекая широкие массы читателей.
Канышай Абдиева уже около 20 лет занимается газетным бизнесом в Джалал-Абаде. По ее словам, в последние дни продажи упали. Эту тенденцию она объясняет некачественным содержанием изданий:
— Если что-то написала одна газета, все за ней повторяют. Журналисты не ищут что-то новое. Они и через 2-3 года повторяют одну и ту же тему, не внося ничего нового. Над содержанием они совсем не думают. Раньше, например, газета «Асаба» была очень популярной, читатели ждали ее выпусков. Я распространяю газеты во все районы. Сейчас в 6-7 районах продается только 12 штук «Асабы».
ОФ «Центр Медиа Развития» и Комиссия по рассмотрению жалоб на СМИ 21 октября опубликовали совместный отчет о состоянии кыргызстанских печатных изданий. В исследовании сказано, что, несмотря на небольшие изменения, издания не соблюдают нормы международной журналистики и профессиональной этики. Также отмечается отсутствие солидарности журналистов. Исследование охватило более 30 газет, 10 из которых русскоязычные.
Главный редактор газеты «Политклиника» Дилбар Алимова считает, что претензии обоснованы:
— Доверие читателей к местным газетам низкое. Некоторые коллеги публикуют непроверенную информацию, не соблюдают международные стандарты журналистики. Можно сказать, что из-за этого им не доверяют. Но на газетном рынке хорошо продаются газеты, которые пишут о сплетнях, интригах. Печально то, что такова природа читателей. Они знают, что журналисты распространяют сплетни, но покупают газеты.
Главный редактор газеты «Искра плюс» Адилет Айтикеев в свою очередь отмечает, что издания должны меняться в ногу со временем:
— Нам, возможно, надо переходить на другой стиль установления связи с читателями, поменять свой стиль. Это – требование времени. Может быть, выходить большим тиражом и распространять бесплатно, а жить за счет рекламодателей.
Избранная в Жогорку Кенеш по списку СДПК журналист Жылдыз Мусабекова хорошо знакома с ситуацией в медиа сфере. Она считает, что сейчас печатные издания переживают трудные времена, особенно частные:
— Кризис в изданиях начался еще восемь лет назад. Я, например, ушла из журналистики и четыре года работала в айыл окмоту. А до этого три года я пробовала выпускать свою газету. Мы довели ее до 36 полос. Но мы еле-еле продавали 5 тысяч экземпляров, проводя различные конкурсы, выдавая призы. Содержать газету очень трудно.
По словам главы общественного объединения «Журналисты» Марата Токоева, руководители печатных изданий стали больше интересоваться «переездом» в Интернет, открытием сайтов. Он отмечает, что этому есть несколько причин:
— Сейчас некоторые редакторы думают над тем, чтобы прекратить выпуск газеты и полностью перейти в Интернет. Но кадров, работавших в интернет-изданиях, хорошо знающих эту сферу, мало. Особенность Интернета — оперативность. Имеющуюся информацию надо публиковать сразу, ее нельзя оставлять на потом. Кроме того, есть недостатки в использовании мультимедийных инструментов. Многие хорошо не знают, как надо публиковать обычную фотографию, как ее редактировать, ставить текст. Еще одна причина снижения тиража газет в том, что они не задумываются о читателях и пишут то, что нравится их спонсорам. Это, конечно же, раздражает читателей.
Президент Алмазбек Атамбаев щедр на критику в отношении кыргызоязычных газет. В прошлом году парламент принял закон, предусматривающий уголовную ответственность журналистов за ложный донос, а президент, несмотря на некоторые споры, почти сразу подписал документ. Он предусматривает штраф от 50 тысяч до 200 тысяч сомов или заключение под стражу на срок от года до пяти лет, если в суде будет доказан факт ложного доноса.