1 min read

Принудительная эвакуация автомашин вызывает много вопросов о прозрачности и легальности этого процесса, организованного при поддержке Дорожно-патрульной службы Бишкека. Корреспондент «Азаттыка» решил разобраться в ситуации.

Оригинал материала опубликован на сайте «Азаттык». Его автором является выпускник школы журналистики Клоопа Аскар Акталов.

ДПС ГУВД Бишкека начало принудительную эвакуацию неправильно припаркованных автомашин с весны текущего года, используя для этого частные эвакуаторы Общественного объединения «Служба эвакуации транспортных средств “Аргымак”».

Эвакуированные авто вывозятся на штрафную стоянку, принадлежащую другому юридическому лицу. Чтобы забрать свой транспорт автовладельцам приходится выплатить ДПС не только 1000 сомов штрафа за неправильную парковку, но еще 1500-2000 сомов вышеозначенным частным структурам за саму эвакуацию и место на стоянке.

Эвакуация незаконна?

Процесс эвакуации транспорта, необходимость выплаты денег вызывает много недовольства у столичных автолюбителей. Активист Айбек Баратов отметил, что в законодательстве прописана норма о возмещении расходов на эвакуацию, однако она не детализирована — непонятно, кому платить, по какой тарифной сетке и прочее.

«Любая деятельность госорганов должна регламентироваться нормативно-правовыми актами. Однако отсутствует основополагающее положение о порядке эвакуации автомашин, которое должно приниматься на уровне правительства. Сейчас эвакуация проводится на основании договора между ДПС и ОО «Аргымак»​, но этот договор не должен затрагивать и распространяться на меня и других граждан», — отметил он.

Айбек Баратов добавил, что автовладельцы вправе отказаться от выплат за эвакуацию и нахождение машины на штрафной стоянке, поскольку это не прописано в законодательстве. Причём подобные случаи уже имели место, судя по отзывам автолюбителей в социальных сетях и интернет-форумах.

Что такое «Аргымак»?

«Азаттык» решил разобраться в ситуации. Начали с ОО «Аргымак». Выяснилось, что согласно базе данных Министерства юстиции, общественное объединение зарегистрировано 9 апреля 2015 года. В этот же день оно было зарегистрировано в УГНС Октябрьского района Бишкека.

Руководителем «Аргымака» указан Нурбек Бийбосунов, он же является одним из учредителей вместе с Нурланом Бийбосуновым и Александром Сафоновым.

screen01

screen02

Утверждённым 3 апреля 2015 года уставом ОО определено, что «Аргымак» «создан для достижения порядка на улицах Бишкека» путем «объединения водителей эвакуаторов и создания службы эвакуаторов».

Договор с ДПС Бишкека оперативно подписан 10 апреля 2015 года — на следующий день после регистрации. Информация о дате содержится в официальном письме МВД от 24 июня 2015 года с подписью министра Мелиса Турганбаева на имя депутата Жогорку Кенеша Дастана Бекешева.

Последний просил министерство разъяснить, на каких основаниях производится принудительная эвакуация транспорта бишкекчан и какие законные методы и механизмы при этом применяются. Ответ МВД парламентарий опубликовал на своем официальном сайте.

Министерство пишет, что эвакуация авто осуществляется на основании статьи 235 Кодекса об административной ответственности (КОАО). Она содержит в себе виды наказания за нарушение Правил дорожного движения (ПДД), включая неправильную парковку. Последнее нарушение наказывается штрафом в 1000 сомов (10 расчетных показателей). Однако норма об эвакуации содержится лишь в примечании к статье 235, которое выглядит следующим образом:

«Допускается принудительная эвакуация транспортного средства в отсутствие водителя (владельца) за нарушение правил остановки и (или) стоянки (парковки), которое создаёт помехи дорожному движению, а также в случае участия транспортного средства в дорожно-транспортном происшествии, с доставкой его на специализированную стоянку».

При этом МВД признает, что других нормативно-правовых актов об эвакуации, включая фундаментальное положение о порядке принудительной эвакуации автотранспорта, нет. Такой ответ удивил и вызвал вопросы у Дастана Бекешева.

«Как при этом ДПС осуществляет эвакуацию автомобилей — непонятно, ведь соответствующая законодательная основа для этой деятельности еще не создана, и её принятие будет рассматриваться парламентом только в будущем», — написал парламентарий на своем сайте.

letter

​ДПС «крышует» эвакуаторный бизнес?

Точных данных о количестве эвакуированных «Аргымаком» с апреля 2015 года автомашин нет, поскольку ДПС ГУВД Бишкека якобы не считала, сколько именно единиц автотранспорта вывезено силами этого объединения на штрафстоянки.
Однако ранее столичная ДПС распространила отчет о деятельности за 10 месяцев 2015 года, где обозначены 13 тысяч 838 автомашин, водворенных на автостоянку за нарушение правил дорожного движения.

С учетом того, что «Аргымак» официально функционирует семь месяцев, логично предположить, что немалая часть автомашин была вывезена эвакуаторами этого объединения, ибо ДПС не имеет в наличии собственных. Таким образом, речь может идти о нескольких тысячах единиц автотранспорта.

Взимая за эвакуацию по 1500-2000 сомов, ОО могло заработать миллионы сомов. Причем цены на услуги эвакуации «Аргымак» устанавливает самостоятельно, что подтвердило МВД в упомянутом выше ответе на запрос Дастана Бекешева.
По мнению Айбека Баратова, имеет место коррупционная схема между столичной Дорожно-патрульной службой и ОО «Аргымак».

«Считаю, что ДПС имеет отношение к нелегальному бизнесу, за которым стоят эвакуаторщики. Иначе ведомство не допустило бы их деятельность, которая является незаконной. Налицо коррупционная схема, в которой заинтересованы персоны из руководства ДПС. Я обращался для разрешения этой проблемы лично к начальнику службы Сергею Дьяченко и министру внутренних дел Мелису Турганбаеву, однако воз и ныне там, кормушка продолжает действовать», — посетовал активист.

Еще одним фактом, подтверждающим возможные связи между ДПС и ОО «Аргымак», является юридический адрес последнего: улица Горького, дом 20. Именно в этом здании расположена Дорожно-патрульная служба Бишкека.

ДПС: Всё для блага города!

После изучения документов «Азаттык» обратился в ДПС ГУВД Бишкека. Пресс-служба ведомства немедленно перенаправила нас к заместителю начальника столичной ДПС Нурбеку Молдогазиеву.Последний принял журналиста редакции в тот же день, 29 октября, в своем кабинете в здании ведомства по упомянутому выше адресу.

Чиновник рассказал, что спешка с внедрением системы эвакуации автотранспорта продиктована исключительно заботой о благе столицы и горожан. С аргументом об отсутствии правовой основы для эвакуации замглавы ДПС не согласился, сославшись на упомянутое выше примечание к статье 235 КОАО.

«Да, это примечание, но оно же является частью статьи 235, соответственно и самого кодекса. На этом основании мы и занимаемся эвакуацией. Парламент и правительство своевременно не приняли положение и поправки о порядке эвакуации, но ведь необходимо наводить порядок на улицах города. Или мы должны сидеть сложа руки и ждать, когда примут нужные изменения? Поэтому мы решили принять меры и организовали эту систему, тем более, к нам поступает много жалоб от граждан о таких “паркунах”»,— обосновал свою позицию Нурбек Молдогазиев.

Он заверил, что данный вопрос был согласован с мэрией и горкенешем Бишкека, хотя никакой информации об этом в СМИ не было.

Совместное нахождение в одном здании ДПС ГУВД и «Аргымака» Нурбек Молдогазиев категорически опроверг, подчеркнув, что ОО зарегистрировано по улице Горького, но под номером дома 20А. Предположения же о «крышевании» некими чиновниками ведомства этого объединения замглавы городской ДПС с улыбкой отверг, предложив предъявить доказательства.

«Мы заключили договор именно с этим объединением, потому что его представители сами пришли к нам с таким предложением и озвучили самые приемлемые условия. Тендер на предоставление таких услуг мы не объявляли, потому что в законодательстве о госзакупках нет упоминаний об эвакуации автотранспорта. Мы выясняли, обращались в «Супер такси» и другую фирму, чтобы узнать цены на их услуги. Но у первых они оказались слишком дорогими, а вторые на тот момент не имели в наличии эвакуаторов», — ответил чиновник на вопрос о том, почему выбор пал на ОО «Аргымак».

При этом Нурбек Молдогазиев не стал скрывать, что лично знаком с учредителями общественного объединения, заявив, что это обстоятельство не должно никак ограничивать упомянутых предпринимателей в их возможности работать и заниматься бизнесом:

— Мы должны сказать им спасибо, что они сами проявили инициативу и пришли к нам с предложением. В этом объединении имеется 3-4 эвакуатора, водители которых работают по добровольному патенту. Они сами собирают деньги за эвакуацию и должны выдавать чеки и квитанции об оплате, но автовладельцы сами не просят выдать им документы. Кассы и бухгалтерии в этом объединении нет. Ежедневно они вывозят минимум 10-15 автомашин.

Нурбек Молдогазиев добавил, что ДПС столицы и ОО «Аргымак» перед тем, как начать совместную работу, обращались в Госагентство антимонопольного регулирования (ГААР) с просьбой согласовать тарифы на услуги по эвакуации транспорта:

— Ведомство ответило нам, что как услуга эвакуация автотранспорта не упомянута в законодательстве, поэтому агентство не может регулировать этот вид деятельности или согласовывать тарифы. Мы разработали свою методику расчета тарифа, которая определяется исходя из сложности эвакуации, стоимости патента и расходов по доставке на штрафстоянку. Полученные деньги идут на оплату расходов водителей эвакуаторов.

Нарушения или недомолвки?

Для проверки этих сведений «Азаттык» связался с представителями «Супер такси», антимонопольного агентства и Государственной налоговой службы (ГНС). В первой инстанции напрочь опровергли слова Нурбека Молдогазиева.

«Никто из ДПС Бишкека или другого госоргана не обращался к нам по поводу оказания услуг по эвакуации. Никаких запросов о стоимости этой услуги к нам не поступало ни весной этого года, ни когда-либо. Что касается стоимости, то у нас эвакуация стоит от 1200 сомов и выше», — ответила менеджер «Супер такси» Ирина Богобутдинова.

Антимонопольное ведомство частично подтвердило слова замглавы ДПС Бишкека о неправомочности согласовывать тарифы на эвакуацию.

«В компетенцию ГААР не входит регулирование деятельности частных компаний и согласование тарифов на оказываемые ими услуги. Поэтому мы не вправе устанавливать тарифы или проверять деятельность частных компаний, которые работают с ДПС в сфере эвакуации авто. Обратись они к нам с таким запросом, мы бы ответили именно таким образом», — ответил Аскат Азарбеков, ведущий специалист отдела регулирования платных услуг ведомства.

Относительно «налоговой чистоты» «Аргымака» пресс-секретарь ГНС Эркин Сазыков сообщил следующее:

— Если ОО выступает только в качестве посредника, а водители эвакуаторов работают по патенту — такое допустимо. Однако в любом случае они должны выдавать чеки или квитанции об оплате оказанных услуг. Если они этого не делают, значит, допускают нарушение закона.

Он добавил, что информация по ОО «Аргымак» передана в УГНС по Октябрьскому району Бишкека, которое проверит деятельность этого объединения и соблюдение им налогового законодательства.

«Если будут выявлены нарушения, мы можем наложить штраф. Если это не поможет, мы вправе наложить арест на имущество нарушителя или направить материалы проверки в правоохранительные органы. Однако это крайние меры, которые мы можем принять», — отметил Эркин Сазыков.

Эксперт в сфере налогового законодательства юридической фирмы «Прецедент» Ильяна Жедигерова подтвердила, что водители эвакуаторов обязаны выдавать автовладельцам квитанцию или чек за полученные деньги, а также по требованию автолюбителей предъявлять им копию патента.

«Если это общественное объединение действительно функционирует не имея кассы и бухгалтерии, тем самым им нарушается закон “О бухгалтерском учете”. Согласно этому нормативному акту, любое юридическое лицо вне зависимости от формы собственности должно вести бухучет. Невыдача же чеков или квитанций — это прямое нарушение Налогового кодекса и соответствующего положения», — прокомментировала юрист.

Отследить движение заработанных эвакуаторами средств возможным не представилось, поскольку учредители и руководители ОО «Аргымак» оказались недосягаемы. Можно лишь догадываться, куда уходят заработанные объединением миллионы.

Осталось ответить на несколько вопросов. Как ситуация будет развиваться в дальнейшем? Будет легализована эвакуация авто или нет? Станет прозрачной система оплаты, либо это все останется серой и мутной схемой ДПС и «неравнодушных» к нуждам города предпринимателей?