Объединение инвалидов и малоимущих обвиняет главу сельской администрации Ново-Покровки в присвоении 16 млн. сомов, которые они собрали на строительство соцжилья. Чиновник говорит, что не брал деньги.

Более двух тысяч малоимущих и инвалидов из объединения «Нур Куч» обвинили главу администрации села Ново-Покровка Нурмахаммата Баяхунова в присвоении 16 млн. сомов.

Члены «Нур Куч» говорят, что дали Баяхунову эти деньги в качестве компенсации сельскохозяйственных потерь в обмен на 81,5 гектара земли под строительство социального жилья.

Видео: Земельный участок, ставший причиной спора:

Соглашение о предоставлении земель. Кликните на картинку, чтобы увеличить её.
Соглашение о предоставлении земель. Кликните на картинку, чтобы увеличить её.

Компенсация сельскохозяйственных потерь – это потенциальная выгода от продажи выращенной на этой земле сельхозпродукции.

Малоимущие планировали построить для себя жильё на деньги иностранного инвестора, которого нашел глава объединения Нурлан Усенов.

По словам членов «Нур Куча», 16 млн. сомов наличными были переданы 17 февраля 2015 года Баяхунову, и чиновник подписал соглашение о выделении земли, выписал квитанцию от Ново-Покровской администрации и поставил печать со своей подписью.

«Баяхунов спросил, принесли ли мы ту сумму для покрытия сельхозугодий. Усенов вытащил из пакета денежные средства. Они были в долларах. […] Мы подождали, пока он пересчитывал. Сумма была, по-моему, около двухсот тысяч долларов. Я видел, как он в долларах передавал», – сказал представившийся свидетелем сделки Намыс Турсунбаев.

Ничего не брал и не подписывал

Сейчас глава села отрицает получение денег и говорит, что документы поддельные.

«Денег у людей я не брал, и земля как бы целая. […] Это соглашение поддельное, и я не подписывал и не ставил печать», — сказал Баяхунов в интервью Kloop.kg.

Он добавил, что договаривался с «Нур Куч» только о том, что земли могут быть выделены после трансформации по решению правительства. По его словам, он не мог однозначно обещать дать земли за какие-либо деньги.

«Сначала пошли слухи из города, что якобы в Ново-Покровке продаются земли. Кто знает, мне звонят, а я говорю: “Все на месте, никаких проблем”. И потом пришли двое и говорят, что, мол, они оплатили энную сумму и должны получить землю. Я говорю: “Извините, а вы куда деньги сдавали? Какие ко мне претензии?”», — сказал глава села.

Редакция Kloop.kg получила результаты экспертизы подписи Баяхунова, проведенной Государственным центром судебной экспертизы. В заключении написано, что подпись на квитанции вероятно принадлежит главе села.

«Дальнейшим сравнением исследуемых подписей […] были установлены совпадения общих признаков: степени выработанности, темпа исполнения, размера, разгона, наклона […]», — пишет в своём заключении сотрудник центра экспертизы.

photo6

Но специалисты не могут дать однозначный ответ из-за того, что экспертиза проводилась по копиям соглашений и квитанции. Оригиналы были изъяты милицией при обыске в офисе «Нур Куч».

Обыски и преследование

Квитанция о выплате компенсации сельхозпотерь. Кликните на картинку, чтобы увеличить её.
Квитанция о выплате компенсации сельхозпотерь. Кликните на картинку, чтобы увеличить её.

По словам членов «Нур Куч», после заключения сделки председателя организации Нурлана Усенова начала преследовать местная милиция, а начальство Чуйского ГУВД выступило с пресс-конференцией в Бишкеке, где обвинило его в мошенничестве.

«Члены объединения обманным путем получили по $400-500 от более чем 700 человек в качестве предоплаты под строительство домов. Людям они давали фальшивые корешки на право пользования землей», – заявил замначальника Следственного управления ГУВД.

В мае этого года против Усенова возбудили уголовное дело и водворили его в следственный изолятор. Официальным основанием послужили заявления, которые были написаны от якобы пострадавших членов объединения.

Юрист «Нур Куча» Лейла Назгуль Сейитбек сказала Kloop.kg, что почти все заявления оказались ложными — большинство людей, написавших жалобы, не состоят в объединении, а на остальных было оказано давление со стороны милиции.

«У них [милиции] было 15 заявлений против Усенова, а у нас было от этих же людей 15 встречных заявлений [с отказом от претензий]. Мы в суд пришли и сказали: «Зачем вы будете его заключать под стражу, если нет ущерба?» Но нас проигнорировали и закрыли Усенова в следственный изолятор», — сказала она.

Она говорит, что милиция дважды приходила в офис организации и во время последнего обыска изъяла все документы, включая оригиналы квитанции и соглашений, которые были подписаны между Баяхуновым и «Нур Куч».

Сейчас местонахождение документов неизвестно. Предположительно, они находятся в милиции, но точно это не установлено.

Официальные представители ГУВД Чуйской области отказались от комментариев. В пресс-службе заявили, что милиция завершила работу над делом Усенова и передала его в суд, поэтому не может давать какие-либо комментарии.

Где деньги?

Юрист «Нур Куч» считает, что за действиями милиции стоит сам Баяхунов — по её мнению, глава Ново-Покровской администрации присвоил деньги и теперь пытается через правоохранительные органы и суды замять дело.

«После сделки они (члены «Нур Куч» — прим. ред.) пошли к себе в офис, а через две недели Баяхунов пытается сделать выемку сначала несанкционированную, а затем санкционированную. Таким образом, он получил наши документы», — говорит она.

Сам глава сельской администрации отрицает, что брал деньги – он считает себя пострадавшей стороной из-за того, что дело против Усенова связано с ново-покровской землей.

«Если было бы такое (передача денег – прим. ред.), то я бы не сидел на этом месте. […] Эти деньги просто так кому-то не даются. Есть порядок выдачи таких денег… Это даже не складывается. Если будет трансформация земли, то, чтобы деньги платить, должно быть постановление правительства, там будут подсчитаны сельхоз потери. Но это не в нашей компетенции», — сказал он.

Корреспонденты Kloop.kg направили запрос на получение официальных сведений о доходах Баяхунова и его родственников. Сам чиновник известен тем, что баллотировался в парламент от СДПК — он находился на 46 месте в партийном списке.

В ответ на запрос Государственная кадровая служба сообщила, что муниципальные служащие начали отчитываться о доходах только с 2014 года, а главы сельских администраций вообще не должны сдавать декларации.

Сейчас местонахождение 16 млн. сомов все еще остаётся неизвестным — в приходно-кассовой книге квитанция оказалась не зарегистрирована, «Нур Куч» обвиняет главу села в присвоении денег, а он, в свою очередь, все отрицает.

Уважаемые читатели, что вы знаете об имуществе главы села? Чем он владеет? Как и где живет? Как вы можете его охарактеризовать? Если вам известны какие-либо подробности, сообщите нам по почте eldiyar@kloop.kg или по телефону +996 773 018 918.

Авторы: Эльнура Алканова и Эльдияр Арыкбаев
Видео: Дмитрий Мотинов и Владимир Цай