Казахский рэпер Скриптонит выпустил свой дебютный альбом «Дом с нормальными явлениями». Обозреватель Kloop.kg Азамат Омуралиев пришел к выводу, что это один из немногих случаев на русскоязычной сцене, который обыгрывает своих западных конкурентов.

Скриптонит, урожденный Адиль Жалелов из Павлодара, Казахстан, в прошлом году начал стремительно набирать вес, выступая с Бастой и Смоки Мо, и наконец выпустил дебютный альбом.

«Дом с нормальными явлениями» вышел на прошлой неделе, и русскоязычная общественность от него отойти еще, кажется, не успела. Обзоров на альбом немного, в комментариях на The Flow недоумение и тихий восторг вперемешку с возгласами о том, что «игру изменили». Оксимирон, недавно выпустивший другой важный альбом «Горгород», после релиза «Дома» констатировал то, что рэп стал главным жанром русскоязычной музыки.

Первые впечатления от дебюта Скриптонита именно такие. Несколько стадий: недоумение, восторг, принятие, и дальше по списку.

Самое главное и самое неоспоримое достоинство альбома лежит на поверхности. С первого до последнего трека «Дом с нормальными явлениями» тонет в мутном, вязком звуке, который не услышать ни у конкурентов по русскоязычной сцене, ни у западных коллег. A$AP Rocky или Трэвис Скотт, с которыми было принято сравнивать Скриптонита, играют на гораздо более доступной платформе. Если у них и есть место грязи, то лишь поданной по хитрым планам продюсеров. «Дом» же поступает совершенно бескомпромисно, отпугивая неподготовленных слушателей, но сбивая с ног всех остальных.

Эфемерные и тягучие биты, акустическая гитара на краю аккомпанемента, резкие переходы от трип-хопа к блюз-року, тонны автотюна и несчислимые вокальные слои — альбом ощущается глотком свежего воздуха и удобно располагается на пересечении плоскостей авторского андерграунда и высокобюджетных блокбастеров.

Но это, естественно, не всё. «Дом», с другой стороны, воспринимается как настоящий нуарный кинофильм, однако не прибегает для этого ни к сквозному сюжету, ни к скитам (монологам между песнями, разъясняющим историю или другие детали), ни к автоответчику. Для высококлассной кинематографичности понадобились лишь целостность, единый сеттинг и отсутствие склонности к графомании и снобизму.

Читает при этом Скриптонит о довольно простых вещах: не о жизни эмси, не о злободневных темах, а о жизни. Естественно, не интеллигентских похождениях, а скорее в жанре «грязного реализма», балансируя между гангстерским кино 90-х и, извините, классическими картинами Алексея Германа. Здесь нет места сатире или пафосу, цензуре или высокомерию: лишь емкий лексикон и битнический нарратив.

Объяснить обстановку с текстами на «Доме» довольно просто на примере одного из комментариев на YouTube к клипу «Притона». «Блюз в эпоху 808», — пишет пользователь, дальше уточняя, что речь о драм-машине Roland TR-808, подарившей индустрии сэмплы и многочисленные модные музыкальные приемы. С одной стороны, это снова отсылает к теме богатого звука на дебютнике Скриптонита, а с другой, эпоха 808 — это ведь еще и хип-хоп после альбома 808s & Heartbreak Канье Уэста, когда рэперам читать о сентиментах и чувствах стало абсолютно приемлемо и нормально.

Скриптонит на своем альбоме этот манифест отвергает, и вместо высоких чувств возвращается к «районной» тематике с притонами, понятиями и шлюхами. Но и здесь умудряется обойти стороной ловушку с ностальгическим пафосом, и строит нарратив таким образом, что заподозрить его в неактуальности практически невозможно.

И вот именно в этом, кажется, вся магия Скриптонита. Не в новаторстве, оправданном размахе и стопроцентно отработанной программе, а в балансе между грязью и блеском, между прошлым и будущим, между Западом и «родной» сценой. Хочется здесь написать о паралеллях с прошлогодним подвигом Ивана Дорна, но масштабы другие.

Единственная претензия к «Дому с нормальными явлениями» у меня надумана: Скриптонит обещал релиз еще одного, менее концептуального и более клубного альбома «скоро», но необходимости в нем нет никакой. Слишком уж велики ставки и задрана планка, однако и причин сомневаться в способностях музыканта, вроде бы, нет. Так что будем просто ждать.