1 min read

Сильный толчок, усталые стеклянные двери поддаются и впускают посетителя внутрь. Первым его встречает холодный затхлый воздух, который заполнил все пространство музея. Создается ощущение, что все здесь замерло, застыло во времени, даже тишина — такая же, какой была много лет назад.

В просторных залах артефакты искусства молча смотрят на гостей. И порой кажется, что сами посетители — такие же экспонаты музея, как и предметы выставки — так редко приходят сюда полюбоваться. Древности переносят приблизившихся к ним гостей в прошлое, каждой своей деталью рассказывая историю.

Прошлое и настоящее

Кыргызский национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева хранит художественные сокровища Кыргызстана с 1934 года — тогда открылась первая республиканская выставка. С тех пор музей регулярно пополняется работами кыргызских мастеров.

Молодой посетитель
Молодой посетитель

Официальное открытие: 1 января 1935;
Коллекция музея: около 18 тысяч единиц;

Приблизительное количество экспонатов:

Картины — 4000 штук;
Графика — 9600;
Скульптуры — 1000;
Декоративно-прикладное искусство — 3000.

В прошлом музей часто принимал гостей, пополнялся новинками, художественными работами и регулярно организовывал выставки.

Сейчас интерес к музею держится, в основном, благодаря мероприятиям, которые организует его руководство. Сами экспонаты не собирают большой аудитории — только лишь из числа иностранцев, случайно забредших посетителей и фанатов искусства и творчества.

Мастер классы тогда...
Мастер классы тогда…
... и сейчас
… и сейчас

Наталья Олеговна — смотрительница в музее Гапара Айтиева. В интервью она вспоминает лучшие его годы — в конце 70-х здесь выставлялись оригинальные работы именитых художников: Ивана Айвазовского, Василия Верещагина, Ивана Шишкина и Николая Майкова.

«Это было новое современное здание на тот момент. Оно поражало воображение, тогда таких зданий было мало. Все залы были открыты», — говорит она.

«Если сравнить сейчас, то мое впечатление не в пользу музея. Потому что экспозиции все закрыты, скульптуры не в полном составе представлены, весь русский зал находится в хранилище, зал Чуйкова, зал постсоветского периода — всё в хранилище», — продолжила смотрительница.

С течением времени музей начал делать большой акцент на образование. За последние три года в музее прошли мастер-классы по гончарному искусству, граттажу [выцарапывание рисунков на картоне], 3D-моделированию, живописи.

Мастер-классы для детей тогда...
Мастер-классы для детей тогда…
... и сейчас.
… и сейчас.

Эти мероприятия сопровождались интерактивными играми. За время существования проекта в нем приняло участие около 3000 детей и 3500 взрослых.

Основные цели мероприятий — развитие музейно-образовательной деятельности и возможность больше рассказать детям о культуре и наследии Кыргызстана.

Открытие музея в 70-х...
Открытие музея в 70-х…
... и то же место сейчас.
… и то же место сейчас.

80 лет выставок

По словам координатора проектов Чолпон Тентиевой, последнее масштабное мероприятие, которое прошло здесь — это «Ночь в музее», посвященная 80-летию галереи.

Празднование 80-летия музея
Празднование 80-летия музея

«Наши известные художники были удивлены той атмосфере сотворчества, интереса со стороны публики. Был такой случай, когда в зале, где проходил арт-класс Жумабека Базарбаева по корейской живописи, в момент завершения первой работы все захлопали. По словам художника, это было удивительно, как в “Лувре”», — сказала она.

Посетители музея тогда...
Посетители музея тогда…
... и сейчас.
… и сейчас.

Тентиева говорит, что для музея важен каждый комментарий, чтобы руководство заведения знало, как им дальше развиваться, чтобы привлекать больше посетителей.

При широком выборе мест для досуга музеи проигрывают в борьбе за клиентов — кыргызстанцы охотнее посещают кафе, кинотеатры, боулинг-центры, караоке или бильярдные.

07-1

07-2

Единственное, пожалуй, в чем музеи выигрывают — это цена. Обменять 10 или 20 сомов на дополнительные знания и впечатления — несложно. Ведь искусство создается не для того, чтобы его прятали за стенами или держали в подвалах, а чтобы его оценивали, критиковали или восхищались.

09

Авторы: Калия Кубатбекова и Уша Раджак.
Фото авторов; архивные фотографии предоставлены музеем им. Айтиева.