Басманный районный суд Москвы приговорил к трем годам колонии Ильдара Дадина — он стал первым активистом, осужденным за неоднократные задержания на оппозиционных митингах.
По версии суда, вина Дадина заключается в том, что он неоднократно принимал участие в демонстрациях, которые не были согласованы с властями.
Дадин провел пять одиночных пикетов в период с августа 2014 года по январь 2015 года. На последней акции его задержали и дали 15 суток административного ареста — после этого, по сообщениям новостного сайта «Медуза», «им занялись следователи».
Действия Дадина расценили, как уголовное преступление по принятой в 2014 году статье 212.1 Уголовного кодекса России — «неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».
По данной статье, в случае участия в «несанкционированных собраниях» и привлечение к административному штрафу дважды в течение 180 дней, нарушитель может получить до пяти лет лишения свободы.
Согласно статье 31 российской Конституции, граждане России имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Радио «Свобода» сообщает, что прокуроры просили два года колонии для Дадина. Сам обвиняемый отказался просить о снисхождении.
«У нас государство для граждан, а не граждане — для бандитов-чиновников. Только в соответствии с этим я требую — я не прошу, я требую — прекратить это позорное преследование. Я родился свободным человеком, и никакие бандиты-чиновники, вводящие антиконституционные, преступные политические законы, не могут применять их по отношению ко мне», — цитирует Дадина информационное агентство «Росбалт».
Судья Басманного суда Наталья Дударь приговорила его к трем годам колонии. Адвокат Дадина Ксения Костромина заявила, что они будут обжаловать приговор, так как считают его «несправедливым».
«Ильдар – борец, понимал, что такое возможно. Он с достоинством воспринял этот приговор», — передает её слова «Свобода».
Газета «Коммерсант» сообщает, что доводы судьи в пользу такого приговора пока неизвестны, так как Дударь зачитала только резолютивную часть.
После оглашения приговора, по данным сайта «Медиазона», в зале суда началась потасовка — несогласные с приговором кричали «Позор!», а полиция пыталась вывести их из здания.
Ещё трое обвиняемых
Дадин — не единственный обвиняемый по новой статье активист. Обвинения также предъявили 46-летнему Марку Гальперину, 52-летней многодетной матери Ирине Калмыковой и 76-летнему Владимиру Ионову, которого в конце октября облили краской прокремлевские активисты.
Дело Ионова будет рассматриваться 8 декабря.
По мнению главы российской правозащитной организации «Агора» Павла Чикова, ограничения на право граждан на мирные собрания вводились постепенно: в середине 2000-х митинги требовали «сложных согласований», потом появились административные штрафы за них, и «и в итоге случился первый приговор».
«То, что еще десять лет назад не было нарушением закона, теперь обеспечивает реальный срок», — цитирует Чикова «Коммерсант».
Международная правозащитная организация Amnesty International потребовала немедленного освобождения Дадина и назвала приговор «шокирующей и циничной атакой на свободу самовыражения».
«Это [приговор] вызывает глубокую тревогу, что российские власти легализуют нарушения прав человека и используют это на практике», — заявил директор Amnesty по Европе и Центральной Азии Джон Далхьюсен.
Один из инициаторов внесения статьи 212.1 в УК депутат от «Единой России» Александр Сидякин сравнил Дадина и других обвиняемых с вербовщиками «Исламского государства» — международной экстремистской организацией.
«Этот человек умышленно выказывал пренебрежение к обществу, изначально презрительно относился к правовой системе нашей страны. Вербовщики ИГ тоже считают, что ничего плохого не делают, рассказывая о прелестях жизни в халифате», — цитирует Сидякина «Коммерсант».
При этом он не исключил, что Московский городской суд может пересмотреть приговор.