Количество женщин, подвергшихся домашнему насилию в Кыргызстане, увеличилось в 2015 году почти на 15 процентов по сравнению с прошлым годом. Эксперты считают, что государство прилагает недостаточно усилий для борьбы с этим явлением.

В последний день международной кампании «16 дней против насилия», 9 декабря, на акцию в Бишкеке пришли шесть женщин, которые получают помощь в кризисном центре «Сезим».

Все эти женщины в разное время подвергались домашнему насилию ― психологическому, физическому и сексуальному.

Хадиджа (имя изменено по просьбе героини) ― одна из них. Она живет в Бишкеке и уже пять лет пытается добиться от бывшего мужа права видеться со своими восемью детьми.

Она рассказала в интервью Kloop.kg, что сразу же после развода муж взял вторую жену, но продолжал приходить к ней, применял силу, запугивал её и ругал матом.

«Он выгнал меня из дома и не давал возможности видеться с детьми. Я скиталась по швейным цехам, работая швеёй. Он меня неоднократно избивал, и я из-за его побоев два раза попадала в больницу», ― говорит Хадиджа.

По её словам, она неоднократно обращалась в милицию, но так как её бывший муж ― милиционер, это не помогло. Он нашел Хадиджу и снова избил.

Другая жертва ― Марипа (имя также изменено в интересах героини), мать шестерых детей. После 11 лет фактического брака Марипа потребовала от своего мужа официального оформления их отношений в ЗАГСе, но он отказал, так как уже был женат на другой женщине.

Позже, по словам Марипы, муж выгнал её из дома и «обманным путём» забрал их детей.

«Я скиталась по квартирам, мыла полы, чтобы заработать на постоянное жилье и забрать детей [у мужа]», ― сказала она в интервью Kloop.kg.

«Позвони нам, когда он попытается тебя убить»

В конце октября 2015 года международная правозащитная организация «Хьюман Райтс Вотч» выпустила отчет, в котором говорилось, что 28 процентов всех девочек и женщин в Кыргызстане подвергаются домашнему насилию.

«В корне проблемы лежит сочетание общественного равнодушия, невыполнения законов и нехватки средств для жертв физического, сексуального и эмоционального насилия», ― говорится в отчете.

ХРВ утверждает, что, несмотря на действие закона против насилия в семье, который был принят кыргызским парламентом в 2003 году, в стране существует традиция во всем обвинять жертву и клеймить её позором.

«Женщины, подвергшиеся домашнему насилию, а также принудительным или ранним бракам, сообщили “Хьюман Райтс Вотч”, что на них часто оказывалось огромное давление со стороны семьи и общества, чтобы заставить их молчать по поводу издевательств и терпеть все ради семьи», ― говорится в докладе.

Как один из примеров, в докладе приводится случай Асии из Оша, которая позвонила в милицию после того, как её избил партнер.

«Они сказали: “У него был нож? Он пытался тебя убить?” Я ответила, что нет, на что они сказали: “Хорошо, позвони нам, когда он попытается тебя убить, потому что у нас есть более важные дела”», — рассказала Асия исследователям «ХРВ», вспоминая два подобных инцидента в 2012 году.

В докладе также говорилось, что суды часто не встают на сторону жертв домашнего насилия, а если и принимают меры в их пользу, то правоохранительные органы не обеспечивают их соблюдение.

Бездействие милиции, в свою очередь, также «обусловлено культурными установками», пишет «ХРВ».

«Превалирует мнение, что наказание виновных в домашнем насилии лишь приводит к разрушению семей, что, в свою очередь, ведет к еще большим страданиям и социальным сдвигам», ― говорится в докладе «Хьюман Райтс Вотч».

Милиция объясняет своё бездействие в отношении тех, кто применяет насилие, отсутствием ресурсов.

Рост на 15 процентов

По данным Национального статистического комитета за январь-октябрь 2015 года, в Кыргызстане было зарегистрировано 2555 фактов насилия над женщинами.

За тот же период 2014 года было зафиксировано 2233 случая, то есть количество фактов насилия над женщинами выросло на 15 процентов. А в сравнении с 2013 годом, рост насилия вовсе составил 30 процентов.

Более 70 процентов этих женщин в 2015 году пострадали от физического насилия. Статистика не меняется к лучшему и с каждым годом жертв, которые пострадали от применения силы, становится больше, по сравнению с психологическим и сексуальным насилием.

Согласно официальным данным, большинство пострадавших от домашнего насилия ― 1995 женщин ― безработные. Такой же рост отмечен в графе «Совершившие домашнее насилие мужчины» ― за год их количество выросло с 1760 до 2013.

По данным Организации Объединенных Наций, в Кыргызстане ежегодно совершается более 3,5 тысяч преступлений против женщин и девочек, включая убийства, телесные повреждения, изнасилования и насильственные браки.

«Недостаточно мер»

Бубусара Рыскулова, руководитель кризисного центра «Сезим», говорит, что ежегодно к ней обращается около 2 тысяч женщин, из них 65 процентов пострадали от домашнего насилия.

«В последнее время жалобы на семейные проблемы поступают гораздо чаще. Это происходит из-за ухудшения экономического положения, недостаточной социальной поддержки, гендерного неравенства. Поступают часто из семей, где есть алкоголики, наркоманы, миграция», ― говорит Рыскулова.

По её словам, государство предпринимает «недостаточно мер» для устранения причин и последствий насилия. Рыскулова утверждает, что властям страны необходимо создавать государственные кризисные центры, где женщины могли бы получать психологическую и правовую помощь.

В марте 2015 года она говорила в интервью Kloop.kg, что в Кыргызстане действует всего около десятка кризисных центров, и ни один из них не является государственным.

Руководитель «Сезима» говорит, что количество женщин, которые уезжают вместе с детьми в Сирию воевать за «Исламское государство», увеличивается по причине домашнего насилия и «неблагополучия в семье».

«Особенно женщины в сельской местности очень плохо защищены, так как в селах господствуют складывавшиеся веками и зачастую нисколько не изменившиеся к настоящему времени традиционные отношения», ― сообщила руководитель «Сезима» в интервью Kloop.kg.

Согласно данным Нацстаткома, из более, чем 2,5 тысяч зарегистрированных случаев, лишь по 204 были открыты уголовные дела и переданы в суд. Ещё 2073 были охарактеризованы правоохранительными органами как «административные правонарушения».

В интервью радио «Азаттык» Рыскулова говорила, что, в случае семейного насилия, не все женщины заявляют в правоохранительные органы.

«Но даже если и заявляют, это не означает, что дело будет доведено до конца», ― пишет «Азаттык» со ссылкой на руководителя «Сезима».

Авторы: Зияра Асылбекова и Айдана Канатбек.
Фото: Dean C.K. Cox / Eurasianet.org