Премьер-министр Темир Сариев опроверг слухи о возможном введении безвизового режима с Китаем, о котором ранее сообщили местные СМИ со ссылкой на министра экономики Арзыбека Кожошева.

Сариев заявил в эфире «Биринчи радио» утром 22 декабря, что заявление министра экономики Арзыбека Кожошева о возможном введении безвизового режима с Китаем «не имеет под собой основания».

«Возможно Кожошев неправильно проговорился. У нас нет и не было намерения вводить безвизовый режим с Китаем. Всё остается как было», — цитирует премьер-министра глава Общественной телерадиокорпорации Илим Карыпбеков в своём «Твиттере».

Заявление Кожошева прозвучало 17 декабря в ходе визита премьер-министра Сариева и некоторых членов правительства в Китай — тогда министр экономики сказал, что Кыргызстан прорабатывает вопросы по введению безвизового режима.

«Китай — большая страна, и, если около миллиона граждан Китая будет приезжать в Кыргызстан — это уже будет большое влияние [для развития туристической отрасли]», — приводило слова Кожошева информационное агентство «Тазабек».

Глава минэкономики отмечал, что, в случае введения безвизового режима, Кыргызстан ежегодно смогут посещать около миллиона китайских туристов.

«Конечно, есть определенные риски, но думаю, данный вопрос будет решен в ближайшем будущем», — цитирует его радио «Азаттык».

Позже, после приезда из Китая, Кожошев опроверг сообщения в СМИ и заявил, что его слова журналисты «переиначили».

«Возможно, этот вопрос и прорабатывается, но он не в нашей компетенции, и я не могу предлагать вводить безвизовый режим. Я говорил о привлечении китайских туристов, как возможности развития экономики страны. […] О безвизовом режиме речи не было», — говорил он в интервью агентству «К-Ньюс».

«Мина замедленного действия»

Заявление о возможном введении безвизового режима вызвало противоречивые отклики среди пользователей интернета.

Оппозиционный активист Тимур Саралаев опубликовал на своей странице в «Фэйсбуке» фотографию Кожошева с предостережением о том, что введение безвизового режима для Кыргызстана — «мина замедленного действия». За несколько дней фотография набрала почти полторы тысячи перепостов.

Основные аргументы противников введения безвизового режима с Китаем:

  • китайцев много и они заполонят Кыргызстан, что, впоследствии, приведет к их размножению на кыргызской территории и исчезновению самих кыргызов;
  • китайцев много и они захотят работать в Кыргызстане, а рабочих мест для самих кыргызских граждан не хватает;
  • Китай ведь, в свою очередь, не хочет вводить безвизовый режим для кыргызов.

«Неприкрытая синофобия»

Эксперт в области экономики Данияр Айтман на своей странице в «Фэйсбуке» назвал введение безвизового режима с Китаем «хорошей идеей», а всех противников этой инициативы — «синофобами» (ненависть и презрение к Китаю, Исторический словарь галлицизмов русского языка).

По его мнению, Кыргызстан отстает от других стран Центральной Азии в экономическом сотрудничестве с Китаем — Казахстан, Туркменистан и Узбекистан привлекают десятки миллиардов долларов США на разработку и поставки газа и нефти китайцам.

«Понятно, что у Кыргызстана нет запасов углеводородного сырья как у наших соседей. Это означает, что в конкуренции за китайские деньги мы должны компенсировать свою меньшую ресурсную обеспеченность большей открытостью», — считает Айтман.

Он пишет, что противники безвизового режима защищают свою позицию «не рациональными аргументами», а «неприкрытой синофобией». По словам Айтмана, китайцам, чей официальный ВВП на душу населения превышает кыргызский в четыре раза, «нечего делать» в Кыргызстане.

«С какой стати массы китайцев из богатого, динамично развивающегося Китая устремятся в нищий Кыргызстан? Что они будут здесь делать? Как будут жить без документов?» — пишет он.

По его словам, страх перед Китаем «выглядит смехотворно» на фоне вступления Кыргызстана в союз со страной, которая «неоднократно совершала акты военной агрессии против других государств» — то есть Россией.

Безвизовый режим

Кыргызстан с 2012 года ввел безвизовый режим с 45 «развитыми государствами». Всего безвизовый режим действует с 60 странами.

В ноябре-начале декабря 2015 года некоторые кыргызские политики и чиновники выступали за отмену безвизового режима, аргументируя это «террористической угрозой» «Исламского государства» после терактов в Париже, Францяи и Сан Бернандино, США.

Однако премьер-министр Темир Сариев заявил, что Кыргызстан не будет отказываться от безвизового режима, а правительство усилит общественную безопасность.