Кыргызстан «теряет сотни тысяч предпринимателей» из-за конкуренции в ЕЭАС

Кыргызские предприниматели, занимающиеся внешней торговлей, не могут конкурировать с торговцами из соседних стран из-за налога с продаж и завышенных таможенных пошлин со стороны перевозчиков.

Основная проблема заключается в том, что в Кыргызстане существует налог с продаж (НСП), которого нет в Казахстане, считают они. Из-за того, что кыргызским торговцам приходится платить НСП, цены на товары становятся значительно выше, по сравнению с казахскими.

«Каждая машина, которая привозит груз на «Дордой» дополнительно тратит в районе 3 тысяч долларов из-за того, что у нас [в Кыргызстане] есть налог с продаж», — сказал глава ассоциации рынков и торговли Кыргызстана Сергей Пономарев.

Еще одной причиной высоких цен на товары являются пошлины транспортных компаний, которые занимаются перевозкой грузов. По словам Пономарева, сейчас каждая транспортная компания устанавливает такие тарифы на таможенные пошлины, какие хочет, так как правительство до сих пор не предоставила прайс-лист — после вступления в Таможенный союз таможенные ставки изменились.

Решением этой проблемы могла бы стать общая договоренность транспортных компаний об определенных тарифах, но правительство никак не может организовать общую встречу, на которую пришли бы представители всех 48 транспортных компаний.

По мнению Пономарева, это происходит из-за того, что некоторые крупные компании принадлежат депутатам парламента и им выгодна ситуация, при которой нет фиксированных тарифов.

«Похоже, здесь есть политическая крыша, потому что у нас некоторые депутаты имеют крупный бизнес и на наш взгляд этот бизнес является монополистическим», — считает он.

Из-за этого, как заявил глава Ассоциации, из сферы торговли уходят сотни тысяч предпринимателей.

«Хоргос» не спасет предпринимателей «Дордоя»

Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» — зона беспошлинной торговли между Казахстаном и Китаем. После вступления Кыргызстана в ЕАЭС, кыргызские предприниматели получили доступ к хабу. На «Хоргосе» используется модель торговли Дюти Фри.

По словам председателя профсоюза торгово-рыночного комплекса «Дордой» Дамиры Долоталиевой, которая побывала в «Хоргосе», самой главной проблемой, отпугивающей торговцев, становятся поборы на дороге до приграничной зоны.

«Когда мы только пересекли кыргызско-казахскую границу, у нас начались проблемы. Нас выехало три машины, одна из них почему-то пограничникам не понравилась, сказали, что якобы надо снять сидения, проверить. В итоге с нас сняли на границе 30 тысяч тенге. Водитель просто отдал, чтобы быстрее проехать, потому что мы два часа стояли на морозе», — рассказала она.

По словам Долоталиевой, сначала у них попросили 50 тысяч тенге, но спустя чуть больше, чем час водитель договорился о 30 тысячах.

На этом вымогательство взятки не закончилось. Как рассказывает председатель профсоюза, деньги у них просили на каждом посту.

«Всю дорогу, ровно 12 часов мы ехали до «Хоргоса», и нас останавливали много много раз, и каждый раз с нами торговались, и каждый раз мы боялись, что нас остановят», — отметила она.

Долоталиева добавила, что «Хоргос» сейчас построен только на 20-30 процентов и там отсутствуют контейнеры. Она также обратила внимание на то, что 20 квадратных метров (примерно одно рабочее место) стоит на «Хоргосе» 5 тысяч долларов в год, в то время, как самое дорогое торговое место на «Дордое» можно арендовать примерно за 450 долларов в месяц (примерно 5 400 долларов в год), а самое дешевой — за 600 долларов в год (50 долларов в месяц).

Кыргызстан стал членом возглавляемого Россией Евразийского экономического союза (ЕАЭС) летом 2015 года. Когда страна весной 2011 года начала процесс вступления в Таможенный союз, это вызвало массу споров. Уже тогда предприниматели разделились на сторонников и противников этой инициативы.

Одни говорили об открытии огромных рынков сбыта в Казахстане и России, другие опасались банкротства торговцев, занимающихся реэкспортов товаров из Китая в страны СНГ.