Сделать интересное кино на тему экономики? Не, не слышали. Однако, Адаму Маккею удалось создать захватывающий фильм о том, под что обычно засыпают на лекциях, а это требует больших усилий.
Оригинал материала опубликован на сайте Sorokdva.in. Автор Улугбек Акишев
Кто мошенничает? Почти все…
«Фрикономика»
Стивен Левитт и Стивен Дабнер
Нас ведёт к беде не то,что мы чего-то не знаем, а то, что мы знаем «наверняка», а это знание ошибочно. Марк Твен
Экономика скучна. Экономика в книге ещё скучнее. Но нет ничего скучнее, чем экономика по ту сторону экрана.
Экономические новости, специальные передачи с экспертами, документальные фильмы, художественные фильмы, сериалы ― долгие годы авторы и создатели всей этой продукции пытались сделать всю эту сложнейшую тему ближе к народу.
Удалось, наверное, немногим ― «Уолл Стрит» Оливера Стоуна, да «Волк с Уолл Стрит» Мартина Скорсезе (хотя это вообще не об экономике фильм).
Однако, наступил 2016 год, когда в широкий прокат вышла драма Адама Маккея «Игра на понижение», которая была снята по совершенно не драматичной, казалось бы, книге журналиста и писателя Майкла Льюиса.
Почему не драматичной? Потому что основывалась книга на реальные события и была направлена на то, чтобы описать всё это с документальной точностью.
Итак, суть фильма (и книги, в том числе):
Четыре независимых друг от друга финансовых аналитика обнаруживают в один из ясных дней далёкого 2005 года, что американская экономика (а по принципу домино и вся мировая) рухнут в одночасье, если банковское жульё не остановит часовой механизм приближающегося взрыва в ипотечном кредитовании.
Однако, главные инвестиционные головы в «Голдман Сакс», «Морган Стэнли», «Кредит Сьюсс», «Банк оф Америка» и прочих давным-давно известных банках отказываются верить в это.
Окей, пацаны сами решили вбить кол в гробовой ящик с тем, что пару десятилетий приносило банкам сотни миллиардов долларов доходов. Тем временем, финансовые аналитики решили пойти ва-банк и поставили все свои деньги на то, что рынок недвижимости рухнет, потому что владельцы домов не смогут выплатить ни цента из своей ипотеки.
Куш, как предполагалось, может составить 1 к 10, а при самом худшем сценарии ― 1 к 25.
Доктор Майкл Бьюрри (Кристиан Бэйл) поставил 1,3 миллиарда долларов США (ага, вы не ослышались).
Глава хедж-фонда, финансируемого банком «Меррил Линч», Марк Баум (Стив Каррел) поставил на это 550 миллионов долларов (тоже неплохо).
Бывший старший аналитик «Кредит Сьюсс» Бен Рикерт (Брэд Питт) заделался главным переговорщиком и трейдером у двух «гаражных инвесторов» из богом забытого Колорадо и положил на кон 30 миллионов долларов.
Ну и последним в этом квартете оказался глава отдела по инвестициям в «Дойче Банке» Джаредд Венетт (Райан Гослинг) ― его роль во всей этой истории одна из ключевых: он услышал, как Бьюрри предлагает банкам почти полтора миллиарда долларов, делая ставку на понижение, и открывает эту опцию у себя в банке. Затем, агитирует Баума на покупку продукта, а в итоге выходит в плюсе (когда в начале его отдел был убыточным).
Маккей совершенно с новой стороны подходит к раскрытию проблемы финансового кризиса 2008 года, дефолтных свопов, деривативов, неплатежеспособных ипотечных заемщиков и вселенского обмана крупнейших банков мира.
«Игра на понижение» ― это как «Волк с Уолл Стрит» и нашумевший документальный фильм «Инсайдеры» в одной обертке. То есть, в фильме вы получаете действительно много информации о том, что произошло с мировой экономикой восемь лет назад, но со шлюхами, блэк джеком и морем смеха.
Сарказм, с которым Льюис и Маккей рассказывают о самом большом кризисе со времен Великой депрессии 1929-1933 годов, настолько язвителен, что к концу фильма у зрителя не остается сомнений, насколько были и все еще остаются тупы банкиры всего мира, считая свое мошенничество незаметным.
Проблема лишь в том, что «тайное всегда становится явным», и истину все равно рано или поздно узнают ― будь то джентльмен с соседнего подъезда, которому мальчик сбросил кашу на голову, чтобы не жрать её, или финансовый аналитик со стажем в пять лет, который просто умеет отлично вчитываться в цифры и видеть там искусственный пузырь, вот-вот собирающийся лопнуть от переизбытка ожиданий.
На выходе мы получаем отличный захватывающий фильм, который прописан равно как финансово безграмотным зрителям, так и экспертам по финансам и экономике.
Ведь на подмогу Льюису и Маккею приходят очаровательные Селена Гомез и Марго Робби со своими лекциями о рисках при выкупе ипотечных кредитов инвестиционными банками и вредностью «синтетических CDO»; повара, который на примере избыточных портящихся продуктов рассказывает о кредитных дефолтных свопах.
А ещё мы получаем отличное музыкальное сопровождение, которое с первого взгляда выглядит как неаккуратный монтаж, но вписывается в общую концепцию Маккея.
Этот фильм стоит посмотреть хотя бы за то, что он на самом деле не дает вам расслабиться из-за отличной актерской игры (Гослинг и Карелл великолепны), экшна, всё тех же бесподобных камео с разжевыванием очередного умного словечка из мира экономики.
Маккей и Льюис будто примеряют на себя лавры Марка Твена, который таким же смехом и подтекстом любил выставлять идиотами своих современников-политиков, экономистов и дипломатов, и делал это с таким задором, что по сей день остается самым любимым и мудрым писателем в истории американской литературы.
Это совершенно точно лучший фильм 2015 года, который заслуживает своего «Оскара» в главной номинации, потому что на простом языке и с огромной долей пресловутового entertainment’а показывает сложнейшую историю финансового кризиса восьмилетней давности, отголоски которого до сих пор до нас доносятся.
И да, Алан Гринспен, Генри Полсон, Ларри Саммерс, Бен Бернанке и все, кто был причастен к краху рынков 2007-08 годов ― это сказочные долбодятлы, которые не предвидели падения мировой экономики на дно Марианской впадины из-за тупой жадности.
Следите за новостями культуры Кыргызстана и мира, подписавшись на страницы Sorok2 в соцсетях Facebook и Twitter.