Сделать интересное кино на тему экономики? Не, не слышали. Однако, Адаму Маккею удалось создать захватывающий фильм о том, под что обычно засыпают на лекциях, а это требует больших усилий.

Оригинал материала опубликован на сайте Sorokdva.in. Автор Улугбек Акишев

Кто мошенничает? Почти все…
«Фрикономика»
Стивен Левитт и Стивен Дабнер

                                       Нас ведёт к беде не то,что мы чего-то не знаем, а то, что                                                        мы знаем «наверняка», а это знание ошибочно.                                                          Марк Твен

Экономика скучна. Экономика в книге ещё скучнее. Но нет ничего скучнее, чем экономика по ту сторону экрана.

Экономические новости, специальные передачи с экспертами, документальные фильмы, художественные фильмы, сериалы ― долгие годы авторы и создатели всей этой продукции пытались сделать всю эту сложнейшую тему ближе к народу.

Удалось, наверное, немногим ― «Уолл Стрит» Оливера Стоуна, да «Волк с Уолл Стрит» Мартина Скорсезе (хотя это вообще не об экономике фильм).

Однако, наступил 2016 год, когда в широкий прокат вышла драма Адама Маккея «Игра на понижение», которая была снята по совершенно не драматичной, казалось бы, книге журналиста и писателя Майкла Льюиса.

Слева направо: Джереми Стронг (Винни), Рейф Сполл (Дэнни), Хамиш Линклейтер (Портер), Стив Карелл (Марк Баум) и Райан Гослинг (Джаред Веннет).
Слева направо: Джереми Стронг (Винни), Рейф Сполл (Дэнни), Хамиш Линклейтер (Портер), Стив Карелл (Марк Баум) и Райан Гослинг (Джаред Веннет).

Почему не драматичной? Потому что основывалась книга на реальные события и была направлена на то, чтобы описать всё это с документальной точностью.

Итак, суть фильма (и книги, в том числе):

Четыре независимых друг от друга финансовых аналитика обнаруживают в один из ясных дней далёкого 2005 года, что американская экономика (а по принципу домино и вся мировая) рухнут в одночасье, если банковское жульё не остановит часовой механизм приближающегося взрыва в ипотечном кредитовании.

Однако, главные инвестиционные головы в «Голдман Сакс», «Морган Стэнли», «Кредит Сьюсс», «Банк оф Америка» и прочих давным-давно известных банках отказываются верить в это.

Брэд Питт в роли бывшего финансового аналитика Бена Рикерта.
Брэд Питт в роли бывшего финансового аналитика Бена Рикерта.

Окей, пацаны сами решили вбить кол в гробовой ящик с тем, что пару десятилетий приносило банкам сотни миллиардов долларов доходов. Тем временем, финансовые аналитики решили пойти ва-банк и поставили все свои деньги на то, что рынок недвижимости рухнет, потому что владельцы домов не смогут выплатить ни цента из своей ипотеки.

Куш, как предполагалось, может составить 1 к 10, а при самом худшем сценарии ― 1 к 25.

Доктор Майкл Бьюрри (Кристиан Бэйл) поставил 1,3 миллиарда долларов США (ага, вы не ослышались).

Глава хедж-фонда, финансируемого банком «Меррил Линч», Марк Баум (Стив Каррел) поставил на это 550 миллионов долларов (тоже неплохо).

Бывший старший аналитик «Кредит Сьюсс» Бен Рикерт (Брэд Питт) заделался главным переговорщиком и трейдером у двух «гаражных инвесторов» из богом забытого Колорадо и положил на кон 30 миллионов долларов.

Ну и последним в этом квартете оказался глава отдела по инвестициям в «Дойче Банке» Джаредд Венетт (Райан Гослинг) ― его роль во всей этой истории одна из ключевых: он услышал, как Бьюрри предлагает банкам почти полтора миллиарда долларов, делая ставку на понижение, и открывает эту опцию у себя в банке. Затем, агитирует Баума на покупку продукта, а в итоге выходит в плюсе (когда в начале его отдел был убыточным).

Кристиан Бэйл играет в "Игре на понижение" доктора Майкла Бьюрри, который первым вчитался в цифры и спрогнозировал крах ипотечного кредитования и всего карточного домика, который вскоре действительно рухнул.
Кристиан Бэйл играет в «Игре на понижение» доктора Майкла Бьюрри, который первым вчитался в цифры и спрогнозировал крах ипотечного кредитования и всего карточного домика, который вскоре действительно рухнул.

Маккей совершенно с новой стороны подходит к раскрытию проблемы финансового кризиса 2008 года, дефолтных свопов, деривативов, неплатежеспособных ипотечных заемщиков и вселенского обмана крупнейших банков мира.

«Игра на понижение» ― это как «Волк с Уолл Стрит» и нашумевший документальный фильм «Инсайдеры» в одной обертке. То есть, в фильме вы получаете действительно много информации о том, что произошло с мировой экономикой восемь лет назад, но со шлюхами, блэк джеком и морем смеха.

Сарказм, с которым Льюис и Маккей рассказывают о самом большом кризисе со времен Великой депрессии 1929-1933 годов, настолько язвителен, что к концу фильма у зрителя не остается сомнений, насколько были и все еще остаются тупы банкиры всего мира, считая свое мошенничество незаметным.

Проблема лишь в том, что «тайное всегда становится явным», и истину все равно рано или поздно узнают ― будь то джентльмен с соседнего подъезда, которому мальчик сбросил кашу на голову, чтобы не жрать её, или финансовый аналитик со стажем в пять лет, который просто умеет отлично вчитываться в цифры и видеть там искусственный пузырь, вот-вот собирающийся лопнуть от переизбытка ожиданий.

Веннет (Гослинг) хоть и является представителем банковского сектора, который вскоре рухнул, но также, как и пять остальных героев, поставил на понижение.
Веннет (Гослинг) хоть и является представителем банковского сектора, который вскоре рухнул, но также, как и пять остальных героев, поставил на понижение.

На выходе мы получаем отличный захватывающий фильм, который прописан равно как финансово безграмотным зрителям, так и экспертам по финансам и экономике.

Ведь на подмогу Льюису и Маккею приходят очаровательные Селена Гомез и Марго Робби со своими лекциями о рисках при выкупе ипотечных кредитов инвестиционными банками и вредностью «синтетических CDO»; повара, который на примере избыточных портящихся продуктов рассказывает о кредитных дефолтных свопах.

Время от времени Маккей вставляет в кадр тех, кто доходчивым языком и на примерах объясняет сложные экономические термины. Марго Робби, к примеру, раскрыла суть кредитных дефолтных свопов.
Время от времени Маккей вставляет в кадр тех, кто доходчивым языком и на примерах объясняет сложные экономические термины. Марго Робби, к примеру, раскрыла суть кредитных дефолтных свопов.
А Селена Гомез вместе с профессором экономики Ричардом Талером объяснили на примере обычной карточной игры и ажиотажа вокруг суть "синтетических CDO" или "дерьмовых" обеспеченных долговых обязательств.
А Селена Гомез вместе с профессором экономики Ричардом Талером объяснили на примере обычной карточной игры и ажиотажа вокруг суть «синтетических CDO» или «дерьмовых» обеспеченных долговых обязательств.

А ещё мы получаем отличное музыкальное сопровождение, которое с первого взгляда выглядит как неаккуратный монтаж, но вписывается в общую концепцию Маккея.

Этот фильм стоит посмотреть хотя бы за то, что он на самом деле не дает вам расслабиться из-за отличной актерской игры (Гослинг и Карелл великолепны), экшна, всё тех же бесподобных камео с разжевыванием очередного умного словечка из мира экономики.

Маккей и Льюис будто примеряют на себя лавры Марка Твена, который таким же смехом и подтекстом любил выставлять идиотами своих современников-политиков, экономистов и дипломатов, и делал это с таким задором, что по сей день остается самым любимым и мудрым писателем в истории американской литературы.

kinopoisk.ru
kinopoisk.ru
kinopoisk.ru
kinopoisk.ru

Это совершенно точно лучший фильм 2015 года, который заслуживает своего «Оскара» в главной номинации, потому что на простом языке и с огромной долей пресловутового entertainment’а показывает сложнейшую историю финансового кризиса восьмилетней давности, отголоски которого до сих пор до нас доносятся.

И да, Алан Гринспен, Генри Полсон, Ларри Саммерс, Бен Бернанке и все, кто был причастен к краху рынков 2007-08 годов ― это сказочные долбодятлы, которые не предвидели падения мировой экономики на дно Марианской впадины из-за тупой жадности.

Примерно 8 миллионов человек потеряли свои дома в результате финансового кризиса 2007-2008 годов. И это только в США. И это не все проблемы.
Примерно 8 миллионов человек потеряли свои дома в результате финансового кризиса 2007-2008 годов. И это только в США. И это не все проблемы.

Следите за новостями культуры Кыргызстана и мира, подписавшись на страницы Sorok2 в соцсетях Facebook и Twitter.